|
Василина Воркова,Ольга Зорина
На минувшей неделе жителям Астаны, Алматы и Шымкента были преподнесены новогодние подарки в виде серии камерных концертов зарубежных и казахстанских исполнителей. В Национальной академии музыки в Астане и в Национальной консерватории имени Курмангазы прошли концерты американского пианиста Дэвида Кореваара, а в Шымкенте - группы “Фонограф”
Дэвид Кореваар - концертирующий пианист - выступал во многих городах США, Европы, Австралии, Японии, Кореи, и теперь по приглашению посольства США в Казахстане он дал несколько концертов. У пианиста обширный и разнообразный репертуар - от стиля барокко до современных произведений. Дэвид Кореваар сам пишет музыку и сотрудничает с другими известными музыкантами.
- Это ваш первый приезд в Казахстан? Расскажите о Ваших впечатлениях.
- Да, это мой первый визит в Казахстан. Я приехал в Алматы вчера, после того, как пробыл несколько дней в Астане, где я провел мастер-класс для одаренных музыкантов в Национальной академии музыки и дал концерт. Больше всего меня впечатлила теплота и доброта людей. Я с большим удовольствием послушал прекрасных студентов фортепьянного отделения. А также понял, что в вашей стране существует большая любовь к музыке, к культуре. Должен добавить: когда я только приехал в Алматы, я был впечатлен горами и большим количеством деревьев на улицах города.
- Почему Вы стали музыкантом? Вы из музыкальной семьи?
- Нет. В моей семье акцентировали внимание на математике и физике. Но еще в раннем детстве я понял, что люблю играть на фортепьяно, и мои родители одобрили мое увлечение и поддержали меня.
- Как развивалась Ваша карьера?
- Я начал учиться игре на фортепьяно, когда мне было шесть лет. Брал уроки у Шермана Сторра в Сан-Диего в Калифорнии, где я вырос. Очень важным моментом в моем образовании были уроки с известным американским пианистом-виртуозом Ерлом Уайлдом, который стал со мной заниматься, когда мне было 13 лет. Потом я поступил в музыкальную школу Джуллиард в Нью-Йорке и к 20 годам получил степени бакалавра и магистра. В последующие 15 лет я часто участвовал в конкурсах, где занял призовые места, сыграл несколько концертов и преподавал. В 1998 году я вернулся в школу Джуллиард, два года работал над докторской диссертацией, защитил ее и получил докторскую степень. С 2000 года я являюсь профессором в университете Колорадо.
- Вы помните свое первое выступление перед аудиторией, как это было?
- Мой первый концерт состоялся, когда мне было шесть лет, и я плохо его помню (смеется). Я сыграл так много концертов и после каждого думал, что запомню его, но, к сожалению, забывал. Мне просто очень нравится исполнять музыку, вот и все. Это трудно, но в то же время доставляет много удовольствия.
- Какие произведения Вы исполните на концерте?
- Этот концерт организован посольством США, поэтому часть моей программы посвящена американской музыке. Я выбрал произведения, которые стилистически охватывают много разных стилей. Это произведения современных американских композиторов, которых я сам лично знаю: Чарльза Томлинсона Гриффеса, Картера Понна и Лоуэлла Либермана. Также я исполню пять собственных произведений и произведения Фредерика Шопена.
- Какие музыкальные произведения Вам самому нравится исполнять, слушать?
- Я играю много разных стилей классической музыки Люблю камерные произведения, возможно, это моя любимая часть. У меня очень большой диапазон любимой музыки. Но я слушаю только классическую музыку.
- Как Вы настраиваетесь, как готовитесь перед большим концертом?
- Много репетирую, занимаюсь. Знаете, все концерты большие, какой бы концерт вы ни играли и где бы вы ни играли, вы всегда должны играть как можно лучше, выкладываться на 100 процентов. Даже когда я играю концерт у кого-нибудь в гостях или в большом известном концертном зале, у меня к ним одинаковое отношение.
- Какие у Вас дальнейшие планы, куда вы отправитесь после Казахстана?
- Из Алматы я лечу в Душанбе, потом возвращаюсь домой в Колорадо. В апреле у меня запланированы концерты в Колорадо, Техасе и Нью-Йорке, в мае - в Вайоминге и в Японии.
- Ваши концерты совпали с празднованием нового года в Казахстане - Наурыза. А какой у Вас любимый праздник?
- Мне очень нравится День благодарения в США из-за большого количества очень вкусных и разнообразных блюд. Еще мне нравится Песах, потому что моя жена еврейка и в этот день готовит много вкусной еды. А когда я был ребенком, я очень любил Рождество. Мне очень понравилось отмечать Наурыз, и я даже смог немного поучаствовать в праздничных торжествах в Астане.
Ты помнишь, как все начиналось...
Свое десятилетие в этом году отметит группа “Фонограф”, бессменным руководителем которой является Максат Рысимбетов
Вы помните песню “В стране магнолий плещет море, сидят мальчишки на заборе...”? Вторая строчка в данном случае главная, потому что речь пойдет о появлении первых ВИА - вокально-интрументальных ансамблях, которые появлялись по всей стране в семидесятых годах. Шымкент не стал исключением. Здесь наряду с первыми джазовыми коллективами стали повсюду создаваться группы. Многие музыканты тех первых групп стали известными музыкантами.
В прошлом году Максату исполнилось 40 лет. Образование он получил не музыкальное, а инженерное. В школьные годы много занимался баскетболом и стал кандидатом в мастера спорта. Но подруга-гитара была с ним с самого юного возраста. Свою собственную группу “Фонограф” Максат создал в 1998 году.
- Раньше в одном из Дворцов культуры была такая дискотека под названием “Фонограф”. Когда ее не стало, мы с друзьями-музыкантами решили возобновить полюбившиеся многим дискотеки и создали группу “Фонограф”. В качестве проекта выбрали формат “ностальжи”. У каждого был свой музыкальный багаж в стиле ретро семидесятых-восьмидесятых годов, на основе которого стал формироваться наш репертуар. Сегодня в составе “Фонографа” пять человек - Андрей Винниченко (бас-гитара, баян, аккордеон, вокал, харизма), Павел Полянский (ударные), Досжан Жунисов (клавишные), Шамиль Мифтахов (клавишные) и собственно Максат Рысимбетов (соло-гитара, вокал, энергетика).
В коллективе - необычные личности. Андрей, или Петрович, как его в народе называют, обладает кроме ярко выраженных музыкальных талантов определенной аурой, которая, словно меха баяна, способна развернуть душу слушателя в полную силу. Дос Жунисов - музыкант без зрения, которого музыканты поддерживают не только как члена своей группы, но и как близкого человека. Дос - самый преданный “Фонографу” музыкант. Павел Полянский - скромный, застенчивый, но только до момента, пока не нажмет на педали ударных. Шамиль - новенький человек в составе, он из учеников Максата, давний поклонник творчества “Фонографа”. Ну и Максат - супермен, формирующий не только репертуар и проекты группы, но и занимающийся всей организационно-хозяйственной частью коллектива. Он же - поэт, он же - композитор, он же - руководитель факультета общественных профессий Южно-Казахстанского государственного университета имени Ауэзова.
Как композитор, Максат написал музыку на стихи Омара Хайяма, Михаила Лермонтова и многих шымкентских поэтов. В свет вышло два музыкальных сборника песен, положенных на его музыку. Один из них “Тень от облака” имеет одноименное название со сборником стихотворений шымкентского поэта Александра Багметова. Другой называется “Синим и белым”. Кроме того, группа “Фонограф” выпустила диск с музыкой своих дискотек и планирует издание второго такого альбома.
Максу вообще надо отдать должное за то, что он создает для молодежи постоянное поле занятости и увлечений. В течение 10 лет “Фонограф” параллельно с вечерами живой музыки в стиле “ностальжи” проводит рок-тусовки, на которых может выступить та или иная молодежная группа. А на ретро-вечеринках на демократичной сцене “Фонографа” могут выступить любые поэты и музыканты. Чаще всего каждый вечер “ностальжи” проходит под каким-нибудь новым знаком сценария, и в его программу включаются выступления тех или иных представителей музыкального мира. Ну а хором зрители поддерживают все самые полюбившиеся композиции, в числе которых как “Поворот” Макаревича и “Смоук он зе воте” Дип Пепла, так и песни шымкентских музыкантов.
Одним словом, “Фонограф” на сегодня самый популярный коллектив, который с одинаковым восхищением воспринимают как студенты, школьники, так и местный бомонд. Каждую пятницу в одном из музыкальных кафе города “Фонограф” собирает свою публику, ряды которой постоянно растут. Причем в их случае на тусовках рядом друг с другом собираются люди разных социальных групп и возрастных категорий и легко находят общий язык, потому что на выступлениях “Фонографа” он общий - музыкальный. |