|
В подарок к Рождеству
В канун Рождества в Центральном выставочном зале открылась выставка под названием “Сказка в доме”.
От наступающего Нового года все ожидают прежде всего подарков. И вера в чудеса не покидает каждого из нас. Здесь можно почерпнуть огромное количество идей для изготовления и оформления новогодних презентов, а также при желании стать обладателями эксклюзивных и оригинальных подарков на любой вкус.
Выставка организована Ассоциацией мастеров лоскутного шитья Казахстана. Пэчворк перерастает в самостоятельный яркий раздел искусства, охвативший своим влиянием огромную часть женского населения Алматы. Мастерицы постоянно расширяют сферу своей деятельности, создавая новые техники и жанры лоскутного шитья: батик, текстильную куклу, интерьерную куклу, вязание, гобелен, вышивку и др.
Современную лоскутную технику трудно уподобить непритязательным бабушкиным занятиям 100-летней давности. Она организовывается уже на стыке с изобразительным искусством и элементами дизайна. Усложняются композиции, вводятся новые мотивы, материалы, технологии. В противовес чисто плоскостному решению в изделия вводятся объемные элементы, используются вышивка, стразы, бисер, вязаные и кружевные элементы, сложные окантовки... Все это придает новизну восприятию обычных предметов, вносящих заметное разнообразие в современные интерьеры и моделирование одежды.
Меняется сама архитектоника изделий. От привычных квадратных и прямоугольных форм авторы смело переходят к овалу, кругу, ромбу, выказывая собственное мастерство в любой заданной конфигурации. Само понятие “шитье” расширилось до невероятных размеров, играющих свою самостоятельную роль в декорировке изделий. И даже сам шов подвержен разнообразию, то скромно маскируясь, то становясь ведущим элементом композиции. В этих изделиях не угадывается, а прочитывается новогодняя тема через конкретные фигурные элементы, зимние узоры, мажорное сочетание цвета, формы, ритма.
Выставка подобного плана интересна и понятна зрителям любого уровня. Она неизменно вызывает только позитивные эмоции, практически целесообразна и просто способна поднять настроение теплотой человеческого сердца и человеческих рук.
Искусство безмятежности и покоя
В зале Союза художников Республики Казахстан в Алматы открылась персональная выставка Болата Тургынбая, профессора, преподавателя Академии искусств имени Т.Жургенова. В течение 20 лет он является активным участником многочисленных республиканских и международных проектов.
Уроженец Южно-Казахстанской области, где он и получил изначально художественное образование, завершив его в Алматы, Болат сохранил в своем творчестве все лучшие качества, присущие региональной школе его малой родины. Он сумел сохранить в себе и донести до зрителя истоки народного наследия, целостность казахской философии и бытия. Эта приверженность к определенной тематике помогла ему и в выборе собственного узнаваемого стиля, заключающегося в умелой трансформации элементов декоративно-прикладного искусства.
Болат постоянно помнит об этом и тщательно подбирает сюжеты своих картин, где нет ничего случайного. Все глубоко символично и трогательно той простотой и наивностью, которую сейчас так трудно отыскать. Очень точно заметил недавно путешественник из Франции, который в казахских аулах и столицах Астане и Алматы увидел две страны, не похожие одна на другую. Так вот Болат пишет о той стране, которая уходит под давлением урбанизации. Важно сохранить те лучшие устои, позволяющие реабилитировать духовность бытия, отношений, открытость и чистоту помыслов.
“Сыбага”, “Базарлык”, “Сабырлык” - это не просто обычай, а эталон взаимоотношений наших предков, морально-нравственные устои, цементирующие общество. В полотне “Базарлык” сюжет вполне очевиден, хотя его решение сведено в сложную стилизованную композицию, где мешок с гостинцами за спиной героя приобретает самостоятельное звучание. Также и в картине “Калындык”, в которой художник сначала концентрирует внимание зрителей на окружающем антураже и только потом на главном персонаже сюжета - невесте, отъезжающей к своему новому пристанищу. Художник органичен в этом своем апеллировании к народности. Он прекрасно осведомлен во всех сферах народного творчества и истории. Болат вводит в свои композиции мифологические символы, тотемы, элементы устного и музыкального фольклора. Его произведениям присущ этот неповторимый народный юмор, позитивность и широта восприятия. Как совершенно точно отметили его коллеги, у Болата есть своя неповторимая печать - танба - в творчестве. Удачная стилизация фигуративных и декоративных мотивов, открытость цвета, своеобразное решение фактуры полотна приближают его работы по своему состоянию к народному лубку. Он умеет из прозрачных вещей создать праздник.
Баян Барманкулова, искусствовед: “Глядя на произведения художника Болата Тургынбая, осознаешь, что, кроме серых будней, забот и тревог, есть место, куда можно прийти и отдохнуть, расслабиться. В его работах присутствует эта безмятежность. Такое состояние отмечается не только в картинах, где отображены мифологические, сказочные сюжеты, но и в современной композиции “Проспект имени Аль-Фараби”, где есть яркость цвета и большой оптимизм”.
Мария Жумагулова |