|
Айгерим Бейсенбаева
“Как солнца луч среди ненастья, мне жизнь и молодость, да, молодость и счастье” - эти слова из арии Гремина из оперы “Евгений Онегин” когда-то так запали в душу совсем юному двенадцатилетнему Ермеку Серкебаеву, что он полдня потом напевал их и никак не мог насытиться их красотой.
Спустя много лет, когда будущего известного певца попросили что-нибудь исполнить, он выбрал именно эту басовую партию, хотя у него самого баритон.
По мнению дочери артиста Ирины Серкебаевой, эта строка неразрывно связана с жизнью выдающегося оперного певца, и потому не случайно, что именно она стала названием книги, посвященной Ермеку Серкебаеву
На днях прошла презентация книги “Ермек Серкебаев. И жизнь, и молодость, и счастье”, посвященная жизни и выдающейся творческой деятельности великого артиста. Представляя книгу, автор Ирина Серкебаева поделилась деталями работы над ней и личными историями из жизни семьи.
- Как появилась идея написать подобный труд? Ведь это не просто биография одного человека, а своеобразный портрет целого поколения.
- Идея создать такую книгу давно появилась, другое дело, что оформляться в нечто конкретное эти мысли начали недавно. Сейчас я уже думаю, что это будет не одна книга, а целая серия - о людях, живых легендах нашей страны, о людях культуры и искусства, которые живут рядом с нами.
Естественно, когда начинала, мой замысел не был так глобален, но когда мое творение начало обретать форму, друзья посоветовали мне не останавливаться на этом и сделать серию книг и фильмов о наших великих соотечественниках.
Супруга моего отца Альфия Усмановна давно подступалась ко мне с идеей биографии, только я все не решалась. Все-таки мой отец музыкант, а я - нет. И потому осветить творческий путь с этой точки зрения не смогу. Двух классов музыкальной школы, в которую я ходила когда-то без особой охоты, было для компетентного взгляда недостаточно.
Я живу в Америке, и для того, чтобы написать эту книгу, мне приходилось приезжать сюда несколько раз, и в общей сложности я провела здесь полгода, собирая материал.
Раньше я думала, что напишу это книгу когда-нибудь потом, когда созрею. А потом поняла, что книга должна появиться именно сейчас, и времени для раскачивания нет.
- В каком стиле написана книга? Это классическая биография или нечто другое?
- Книга состоит из трех ярко выраженных частей. В первой части я излила все свои мысли, впечатления, детские воспоминания. Потом я приехала в Казахстан и взялась за вторую часть - воспоминания моего отца. О детстве, в каких условиях он рос, как семья пережила ужасы войны и голода, о годах учебы и поступлении в консерваторию.
В своей части повествования он мелкими штрихами рисует портреты людей, с которыми его сталкивала судьба. Куляш Байсеитова, Шакен Айманов, актеры, дирижеры и певцы далеких 50-х годов, молодое поколение... Отдельно говорит о Булате Аюханове, который представляется просто отдельным государством в государстве. О Рамазане Бапове.
В военные годы здесь, в Алматы, танцевала Галина Уланова и даже осуществила постановку “Жизели”. И когда она уезжала, то сообщила, что сама назначит преемницу. Ею оказалась Наталья Викентьева, абсолютно невероятная личность, непревзойденная балерина. Отец много рассказывает и про нее.
Обычно в интервью люди рассказывают в основном о своей жизни, в рассказе моего отца нашли отражение и истории о людях, с которыми он работал и дружил.
- Многие истории Вы, вероятно, слышали из уст родителей еще в детстве, а есть что-то абсолютно новое и невероятное, что узнали только сейчас, когда начали писать эту книгу?
- Да, конечно. К примеру, я только сейчас узнала об одной истории, произошедшей в прошлом с моей семьей. Все знают Ноэля Шаяхметова, генерального продюсера радио NS, а я с ним знакома со времен детского сада. Так вот недавно я узнала, что если бы не дед Ноэля, то неизвестно, что ждало бы мою семью в трудные годы. Его дедушка был первым секретарем Компартии Казахстана, а мой - его учителем. И в бедственные года, когда люди просто пухли от голода, моя бабушка выгнала деда из дома и велела не возвращаться, пока не найдет какую-нибудь еду для детей. Шаяхметов, узнав об этом, возмутился: “Почему Вы не пришли ко мне, ведь вы мой учитель?!” Узнав о бедственном положении семьи, он распорядился выделить машину дров и мешок муки и устроил бабушку на мясокомбинат, на котором заготовлялась провизия для фронта.
В городе ничего не оставалось - все уходило без остатка товарняками. Бабушка мыла там котлы, в которых варилось мясо, и на этой воде, что заменяла им бульон, они продержались какое-то время.
Многие вещи, конечно, мой отец уже не помнит так хорошо, как раньше. В таких случаях помогали рассказы родственников.
- Как Ермек Бекмухамедович воспринял идею написания его биографии? Факты из жизни приходилось вытягивать или он рассказывал все охотно?
- Воспринял, конечно, хорошо, а вот истории приходилось иногда вытягивать. Это все было по настроению - иногда он может по полдня что-нибудь рассказывать, а иногда желание пропадает после двух-трех реплик. Может проворчать, что раньше надо было спрашивать, сейчас-де ничего не помню, вот тогда можно сразу уходить - больше ничего не расскажет.
Два месяца мы с ним вспоминали, а остальную информацию я искала уже сама, перерыв старые публикации и прослушивая передачи.
- Большая часть книги была написана в Америке. Наверное, Вам не хватало атмосферы родного города?
- Алматы в последнее время меня только разочаровывает. Алматинцев здесь нет почти, одни приезжие, и на город им плевать. Поэтому я приезжаю только повидать близких людей.
- Каким предстает перед читателем народный артист СССР Ермек Серкебаев на страницах Вашей книги?
- В первую очередь мне, конечно, хотелось в полной мере раскрыть образ народного артиста, его роль в жизни страны, его наследие.
Поэтому третья часть посвящена словам многих известных личностей Казахстана, посвященных моему отцу. С Макпал Жунусовой мне, к примеру, было интересно поговорить о народной песне в исполнении оперного певца. Юрий Петрович Аравин, наш известный музыковед, тоже поведал много интересного, и с ним мы даже записали видео.
Сейчас я осознаю, что можно было написать и в четыре раза больше, но это как попытка объять необъятное. Целую жизнь сложно уложить в рамки одной книги, тем более жизнь такого человека, как Ермек Серкебаев.
Вначале я даже начала писать про мою маму и остальных родных, но потом убрала все эти подробности, так как большинство моих близких уже давно заслуживают написания собственной биографии. Поэтому в моей части книги есть только Ермек Серкебаев и предстает он только в ипостаси отца.
Конечно, можно было создать образ идеальной семьи на страницах книги, но этого никогда не было на самом деле, так как творческие люди очень сложные. Взаимоотношения всегда были очень непростыми, и какое-то время у меня вообще не было возможности общаться с моим отцом. Мой рассказ в первую очередь должен был отличаться достоверностью, поэтому все описано как есть, без прикрас. Это очень личные вещи, но я бы никогда не опустилась до копания, которое к тому же никому не нужно.
Там множество не известных широкой общественности вещей, но, конечно, без каких-то скандальных фактов. Все-таки я писала биографию не как журналист, а как любящая дочь. |