|
Елена Шеина
Театр “Петербургская оперетта” существует в Санкт-Петербурге уже восемь лет и как любой храм искусства, настойчиво несет “искусство в массы”, в конкретном случае - в регионы.
Этой осенью актеры “Петербургской оперетты” вновь посетили Казахстан
С артистами “Петербургской оперетты” отечественные зрители встречались уже не раз. Последний спектакль был показан в казахстанских городах весной прошлого года. Спектаклем “Собака на сене” восхищались не только в художественном театре имени М. Лермонтова, но и на других сценах страны - в Павлодаре, Караганде, Петропавловске, Талдыкоргане.
В этом году этот же театр приехал на гастроли со своей новой постановкой, которую лишь неделю показывали до этого в Петербурге.
Новое творение заслуженного артиста России Сергея Шалагина “Свадьба в Малиновке” - это прежде всего история знаменитой кубанской свадьбы в разгар революции и людской смуты. Казалось бы, одноименный фильм известен каждому, поэтому показывать то же самое на сцене не имеет смысла. Ведь не факт, что получится лучше, а что в этой истории может быть нового, тоже непонятно. Но, как оказалось, хоть в фильме и было все просто, весело и понятно, но в то же время на экране было отражено несколько аспектов: тогдашняя действительность - смутная и непонятная, конечно же, идеология - власть советов лучше всего для простых крестьян, и, конечно же, любовь, любовь во всех своих проявлениях. Эту сторону и решил показать Сергей Шалагин, ведь, по его мнению, только любовь достойна жить на сцене, и только про нее должны быть написаны сценарии всех театральных пьес.
“Переписать пришлось практически 2/3 первоначальной пьесы, - рассказал Сергей в перерывах между действиями, - мы вырезали всю политическую начинку фильма: красные - белые. Это, в первую очередь, спектакль про любовь. Разную любовь разных людей: разного возраста, разного мироощущения. Спектакль про любовь и только про нее, про то, как люди ждут по 15 лет, как, будучи в разлуке, они сохраняют свои чувства, как, будучи юными и влюбленными, они соединяются несмотря ни на что, как, будучи стариками, они продолжают любить друг друга, про то, как люди соединяются со случайно встреченными на дороге людьми и только об этом. И даже больше, на сцене больше ни о чем играть не нужно”, - подвел итог художественный руководитель театра.
Действительно, любовь на сцене была очень разной. К примеру, чистой и неопытной, как у Яринки и пастуха Андрейки. Кстати, нужно отметить, что актрисе Варваре Шалагиной удалось воссоздать на сцене образ озорной крестьянской дивчины начала прошлого века, которая, как зорко подметил главный отрицательный персонаж антрепризы, хоть и “не блистает, зато камушек драгоценный”. Была на сцене другая любовь - долгая, терпеливая и трепетная по отношению друг к другу, как у более взрослых героев, родителей Яринки. Жаркой и пылкой - как у Яшки-артиллериста с Трындычихой, когда жених подписывал акт о собственном браке буквально под острием топора, и, наконец, веселой и зажигательной, как у деда Нечипора и его Гапуси. Этому свидетельствует тот факт, что главный шквал восхищения, смеха и аплодисментов вызвал именно танец Гарпины Дормидонтовны с мужем и молодым Яшей. Те, кто спектакль не видел, могут себе его представить, вспомнив сцену из одноименного фильма.
Но больше всего зал поразил актер А. Дудин, играющий главного злодея Грициана Таврического. Несмотря на явные отрицательные черты героя, который еще двадцать лет назад вызвал бы у зрителей шквал негодования, у актера получился совсем другой Грициан, скорее, даже Гриня, простодушный, немного глуповатый молодой человек, который по воле случая оказался по “другую” сторону баррикад. Зрителю могло показаться, что это просто видение актера, но, по словам режиссера, это и было задумано по сценарию: “Мы хотели, чтобы люди поменяли свое отношение к этому герою. Грициан - бандит, который выписан в фильме отъявленным негодяем, а у нас он получился трогательным и живым. Парень, который любит девочку, которого судьба швырнула заниматься грабежом в смутное время. Таких примеров полным-полно было еще пятнадцать лет назад, в наши 90-е, когда молодые парни становились бандитами просто от того, что деваться было некуда”.
Особое восхищение вызывали красочные декорации, изготовленные художником труппы Сергеем Молчановым, и яркие костюмы. Не верилось, что это и есть “мобильный” вариант спектакля: декораций было столько же, сколько бывает во время стационарных постановок, все актеры исполняли свои роли, не совмещая нескольких, ну а живое пение и отличная актерская игра вконец покорили сердца даже самых взыскательных театралов.
Четкость и присущие жанру оперетты легкость и искрометность юмора показали гостей из северной столицы России настоящими служителями искусства. Зал бурно реагировал на каждую удачную шутку и с трепетом замер, когда Грициан кружил в жестоком танце юную Яринку, хотя и знал, что закончится все обязательно свадьбой. |