|
Айгерим Бейсенбаева
Детский хор “Елим ай” достиг совсем не детского возраста - недавно музыкальная хоровая школа отпраздновала 20-летний юбилей.
Коллектив хора отметил дату грандиозным концертом под названием “Школьные годы” совместно с Государственным академическим симфоническим оркестром в зале Казахской государственной филармонии имени Жамбыла
О прошедшем недавно концерте в честь юбилея и о главных вехах жизни школы рассказывает художественный руководитель и дирижер
Лариса Романовская.
- Недавно школа отметила свой юбилей - 20 лет. Как прошел концерт, посвященный этой круглой дате? Первые участники хора уже давно выросли, часто ли их дальнейшая судьба бывает связана с музыкой?
- Концерт прошел замечательно. Столько поздравлений, пожеланий... Бывшие участники приехали даже из-за рубежа. Конечно, редко встречается такое, чтобы ребенок после школы дальше занимался музыкой. У нас в стране искусство не кормит. Но они помнят творческую коллективную юность, не забывают музыку, постоянно с ней соприкасаются.
- Как все началось? Как появилась идея открыть хоровую школу?
- Все началось для меня в музыкальной школе Амре Кошаубаева. Мне позвонил бывший директор Владимир Берлизов и заявил: “Так, Лариса Ивановна, хватит прозябать в декрете, выходи. Я открыл специально для тебя хоровое отделение”. Когда я пришла, мне довелось убедиться, что в хоровое отделение были направлены самые немузыкальные и самые неритмичные ребятишки. Работы было много. Зато через полтора месяца мы уже давали концерт в погранучилище. Никто не верил, что эти дети запоют, но они заинтересовались. Главное ведь заинтересовать, чтобы ребенок сам бежал к учителю.
Первый успех нас ждал во время гастролей в Греции. Это была наша первая зарубежная поездка. Мы тогда поехали, ни на что толком не надеясь, хотя и на кураже. Однако обошли самые поющие страны, такие, как Эстония, Финляндия, Италия, и заняли второе место. А хоры выступали такие маститые! Казалось, что нам там вообще нечего делать. Тогда, в 1996 году, там даже не слышали о Казахстане. Пришлось на карте показывать, где мы находимся, что это никакой не Пакистан.
За рубеж мы обычно ездим с классическими акапелльными произведениями - четырехголосье, пятиголосье - это требование организаторов мероприятий, и, конечно, исполняем казахские произведения.
Сейчас нас в Европе уже хорошо знают и часто приглашают на фестивали.
- Раньше хоровое пение для детей было чем-то вроде элемента воспитания. В школах и лагерях были хоры. Как получилось так, что мы утратили эту полезную практику?
- Страна, в которой народ поет, и поет от души, это благополучная страна. Наши люди сейчас не поют. Да, у нас много нефти, а духовность? Дети у нас сейчас просто зомби...
В прошлом в советское время и по телевидению, и по радио - везде звучали детские голоса. Сейчас такого вообще не услышишь... Детских голосов нет, детских песен - тоже.
Все дело в том, что у нас мало внимания уделяется вообще культуре и искусству. Музыкальные школы только закрываются или существуют на мизерные государственные дотации. Нас государство не поддерживает совсем, но мы все равно стараемся популяризировать хоровое искусство. Без преувеличения, наша школа в республике - это один в поле воин. Это, конечно, не правильно.
- Как родители относятся к тому, что дети занимаются хоровым пением? Сейчас они все больше стремятся отдать ребенка на индивидуальные занятия вокалом, хореографию или художественную гимнастику, чтобы воспитать звезду. А у Вас в хор ходят дети с трех лет, в таком возрасте ребенок еще не понимает, нужно ему это или нет.
- Обычно родители случайно слышат о том, что здесь занимаются совсем маленькими детьми, и приводят малышей сами. Их привлекает, конечно, больше не то, что ребенок будет заниматься хоровым искусством, а то, что он будет в коллективе, общаться, выступать, развиваться. Ребенок с трехлетнего возраста привыкает к коллективу, становится самостоятельным, взрослым, ответственным.
И если родители привели хотя бы одного ребенка, то потом они отдают сюда же и младших. Теперь уже наши выпускники, бывшие участники, тоже приводят уже своих детей. Поначалу интересно родителям, и только со временем начинают втягиваться дети.
Конечно, покидают группу дети, но в основном из-за того, что родителям надоедает возить ребенка в музыкальную школу. Я этого не понимаю, как может надоесть заниматься ребенком?
В любом случае - это воспитание. Даже из самых хулиганистых детей выходит толк, когда они начинают заниматься творчеством, особенно с маленького возраста. Мне жаль детей, которые ничем не занимаются только потому, что родителям недосуг их куда-то отдать.
А тех, что воспитывают ребенка индивидуалистом, тоже можно понять. Хотя наши дети тоже ведут вполне насыщенную гастрольную жизнь. Несколько раз в год мы вывозим детей на зарубежные форумы искусств, фестивали, международные конкурсы. Не всех детей можем отправить, только тех, кому позволяют родительские средства.
Одна из главных наших проблем - сохранение произведений, спетых детскими голосами. На запись в студии нужно много средств, а мы ими не располагаем.
Престиж хорового пения многим кажется невысоким. Но немногие знают, что наши дети поют произведения уровня консерваторской программы. Соприкасаются с зарубежными классическими произведениями. И джаз, и современные песни, и казахские. Словом, это целый музыкальный мир.
- В советское время было множество хороших песен, написанных в то время известными композиторами. Что поют современные дети? Новых детских песен, кажется, нет совсем. Или их просто не слышно?
- Их не слышно, потому что отсутствует популяризация этого жанра.
В апреле у нас был концерт, посвященный юбилею Союза композиторов Казахстана, и специально для нас отечественные композиторы написали детские песни. Мы исполнили их, концерт прошел. И нет, чтобы все это записать, сделать диск. Только никто этим не занимается.
У одного из популярных отечественных каналов строгое правило - давать только попсу, чтобы люди слушали. На чем, спрашивается, воспитывается подрастающее поколение? Три ноты спел, на компьютере откорректировал - и готов хит. К чему мы идем? К безличию и безвкусию.
Сейчас мы планируем создать молодежную группу со старшим поколением наших воспитанников. Они просто чувствуют, что многое могут, но им негде помимо хора выплеснуть свои творческие навыки. Идей много - кто-то хочет, чтобы группа пела, как Хор Турецкого, кто-то другой вариант предлагает, но я думаю, у нас получится нечто свое, со своим лицом. Классика, джаз, казахская музыка, различные интеллектуальные направления.
Сейчас будем нарабатывать репертуар и по весне планируем дать первое выступление.
- Допускаете ли Вы возможность приближения Вашего репертуара к попсе, чтобы можно было популяризировать среди широкой публики классические жанры? Классику понимают немногие, ценителей мало.
- Вы знаете, интересный ход, и я в таких случаях всегда вспоминаю Лучано Паваротти, который всегда пел только классику. У него в мемуарах есть следующая мысль - он подумывал, что неплохо было бы приблизиться к современным неклассическим исполнителям. У него были даже совместные проекты, и он был убежден, что таким образом заставляет слушателей внимать не только попсе, но и классическим произведениям.
Конечно, мы бы тоже были не против это осуществить. Причем начинать надо не со сложных вещей, а наоборот, а потом уже углубляться. Я думаю, это эффективно и приблизит слушателей к классике, воспитает вкус. |