|
В гармонии с собой
В Выставочном зале Союза художников Казахстана открылась персональная выставка Григория Головкова “Цвет и линия”, посвященная 75-летию со дня его рождения. Это произведения графики советского периода, узнаваемые с первого взгляда. Здесь есть своя духовная атмосфера в этих работах, неуловимо запечатленная в незаметных приметах того времени. Все очень просто и по-душевному трогательно.
Художник работает в технике литографии, линогравюры, пастели.
Григорий Александрович и сейчас продолжает активную творческую деятельность. Он, неутомимый любитель природы, не устает восхищаться ее неповторимыми красками и старается зафиксировать свои впечатления средствами живописи. У него очень энергичное письмо: художник не удовлетворяется только натурными зарисовками, вводя в композиции свежесть своего видения. Неустанность чувств и творческой мысли не может не восхищать. Ему посилен любой жанр, и в каждый из них он вносит свою поэтическую нотку. Неравнодушный взгляд мастера позволяет ему запечатлеть многообразие окружающего мира.
...И немного вымысла
В галерее искусств “Арт-Нават” завершается выставка из цикла “Фантазия-2010”. Это долгосрочный проект, который ежегодно проводится здесь со своим сложившимся составом художников. Хотя появляются и новые имена. В этой экспозиции приняли участие 14 художников. Сама тема располагает к свободному выплеску творческих идей и мыслей. Этим она и притягательна, и сложна одновременно.
Художники, не сговариваясь, в своих фантазийных мотивах все же предпочли оттолкнуться от существующих реалий, добавив частичку вымысла. Это придало их работам больше философского толкования, чем это бы случилось при чисто абстрагированных измышлениях. В новом стиле стал работать известный сюрреалист Юрий Зобак, приятно удивив зрителей появившейся легкостью и экстравагантностью сюжетов.
Есть интересные мысли у А.Кнутова, но, на мой взгляд, им не хватает масштабности исполнения. В своей узнаваемой манере работает Люй Ко. Поводом попадания в тему для В. Игнашева послужили праздничные сюжеты (“Сочельник”) и фантастические места (“Гоа”). Подобно тому, как А.Ермоленко трансформирует библейский сюжет (“Исповедь”), а Ю.Юрьев синтезирует элементы реальной жизни с придуманными деталями.
И все же создается впечатление, что легче фантазируется юному поколению, еще не обремененному сложностями житейских будней.
Далеких событий картины...
В галерее “Хас Санат” в Астане открылась персональная выставка Есенгали Садырбаева, являющаяся частью крупного международного проекта, под названием “Шелковый путь - 1000 лет спустя”. Художник посвятил 20 работ раскрытию темы “Шелковый путь. Города Казахстана”. Задача не из простых, если вспомнить, что Есенгали поставил своей целью не просто образное воспроизведение истории, а создание документальной хроники по следам наших далеких предков. Им проделана громадная исследовательская работа по отрывочным сведениям из архивов Китая, ставших доступными только на небольшой период и позволяющих донести до нас истинный аромат тех далеких событий. Здесь тесно переплелись оседлая культура и кочевая цивилизация. Художник воспроизвел картины регулярной торговли и дипломатических путей по торговым трассам на территории Казахстана. От этих городов, изображенных художником, остались лишь развалины - немые объекты для изучения археологами и описания летописцами, затерявшиеся в разных странах. “...О, если б могли нам о прошлом поведать руины, далеких событий предстали б пред нами картины...” - писал в свое время Абу Али ибн Сина.
Чтобы убедительно воспроизвести жизнь средневековых городов, Есенгали подробно изучил особенности каждого из них, чем они торговали, что покупали в первую очередь, особенности быта, культуры, религиозных воззрений. 20 картин из одного цикла одного формата написаны в единой монохромной манере, но они далеко не однообразны. Сама живописная манера - подчеркнуто расплывчатый фон песчаного оттенка - как бы иллюзорно воспроизводит ретроатмосферу происходящего. Художник изображает реально существовавшие архитектурные сооружения: цитадель (центральная часть города), шахристан (жилые кварталы), рабат (ремесленные кварталы), рынки и караван-сараи, культовые здания.
Многофигурные композиции воссоздают оживленную жизнь восточных оазисов - средоточие политической, экономической, культурной жизни народов. Автор желает возможными для него средствами донести до нас факт плотной заселенности средневековых городов Казахстана. До наших дней дожила пословица: “Кошка, если захочет, от Отрара до Сайрама по крышам домов проскочит”. С тонкой наблюдательностью художник отмечает живые жанровые сцены: группа людей яростно торгуется, бьет по рукам в знак достигнутого согласия; тут же дети играют в асыки; недалеко образовалась импровизированная группа музыкантов; у тандыров - дожидаются горячих, с пылу, жару - лепешек; дервиши бредут толпой; под деревом, прямо на земле, из пиал выпивают прохладительные напитки; более состоятельные расположились под навесом в чайхане...
Красноречивы сами предметы торговли: гончарные и ковровые ряды, отдельно - торговля скотом, фруктовым изобилием, оружием и ювелирными украшениями. Художник ведет наш взгляд с первого плана в глубину картины, где открываются все новые и новые эпизоды: покупатель тщательно рассматривает зубы лошади; другой - с ковром под мышкой задумчиво бредет от торговых рядов; маленького труженика - ослика освобождают от вьюков с товаром...
И это еще далеко не все. Жизнь средневекового города наполнена и духовными впечатлениями. Страстные выступления миссионеров различных религиозных течений, зрелищные представления бродячих артистов, музыкантов и танцоров, укротителей диких зверей, акробатов и мимов, фокусников и иллюзионистов - всему есть место в картинах художника. К выставке картин художник приурочил воссозданную им карту Шелкового пути.
Мария Жумагулова |