|
Третий этап
Со дня организации проекта Шаршы - неформального объединения, созданного по инициативе самих художников, прошло немногим более года.
У его истоков стояли и последовательно продолжают развивать изначально обозначенную концепцию Бауржан Нурмаганбетов и Амир Джадайбаев.
Уникальность долгосрочного проекта заключается в том, что в нем может принять участие любой художник вне зависимости от его статуса, возраста, творческого опыта и пристрастий.
Две предыдущие выставки объединения прошли как своеобразная генеральная репетиция к постепенному формированию имиджа творческого объединения. О росте его популярности среди художников свидетельствуют количественные показатели, возрастающие в геометрической прогрессии: если в первой выставке принимали участие 12 человек, то в последней - уже 56.
На этой выставке “Арт-сцена Казахстана. Прогноз на завтра” представлено более 100 работ, демонстрирующих широкий диапазон художественных поисков современных художников и объективным образом отражающих тенденции отечественного искусства, его достижения и проблемы. Не претендуя на отражение полной картины, проект дает возможность показать некий срез художественных процессов, происходящих в Казахстане сегодня.
Деятельность объединения нашла поддержку в лице Фонда первого президента Республики Казахстан и Союза художников Казахстана. Экспозиция организована на лучшей на сегодняшний день площадке республики - галерее Фонда первого президента Казахстана, построенной по лучшим образцам формирования галерейного пространства в современной мировой архитектуре (серпантинно-винтовой принцип организации переходов в интерьере - как пример, музей Гуггельхаина в Нью-Йорке).
Здесь на одной площадке экспонируются работы как дебютантов, так и известных художников Казахстана.
Достойно представляет свое творчество старшее поколение (художники Арсен Даутпаев, Бахытхан Мырзахметов, Асылбек Губашев; скульпторы Омирзак Шанов, Малик Жунисбаев). Работа самого молодого участника выставки Станислава Джусупова вызвала заинтересованную реакцию у публики своей экспрессией и неоднозначностью решения. Немногочисленным представлен раздел декоративно-прикладного искусства: чиеплетение, войлок, гобелен, керамика. Как одна из приятных закономерностей - семейная преемственность, перерастающая в творческие династии (Алиевых, Джусуповых, Юлдашевых, Айнековых, Бексултановых).
Выставка как бы непроизвольно распределилась на отдельные темы и подтемы, в которых нашлось место всему и понемногу: исторические и бытовые композиции, батальные сцены, портреты и натюрморты, фантазийные мотивы, выполненные в реалистической и декоративной манере с использованием элементов абстракции.
Визит из Астаны
В художественной галерее “Ою” открылась выставка под названием “Тандем”. Верная своей традиции, галерея ищет новые имена и продолжает представлять их. Экспозиция из Астаны раскрывает перед нами творчество двух ярких талантливых художников - Бакытнура Бурдесбекова и Жениса Какенулы - совершенно не случайно.
Представители одного поколения, уроженцы Алматинской области, они близки по духу, по своим стилистическим пристрастиям. Они получили добротное художественное образование с глубоким постижением натуры. Но наличие свободы воображения дает им широкий простор для развития творческой мысли, чтобы не задержаться в чистом реализме.
В их произведениях не найдешь дотошного подхода к сюжету. Тема, скорее, повод для передачи особости эмоционального состояния авторов. В картинах нет нагнетающего драматизма. И все же при живописной легкости, порхающей трепетности мазков, звучного соцветья красок не обнаруживаешь легковесности подхода. Художники говорят о вещах глобальных, серьезных без назойливого морализаторства, а в доверительной манере. Любуясь эфемерными созданиями в композициях Жениса Какенулы, растворяющимися в воздушной дымке, под порывом ветра, в беспрестанном движении атмосферы, ощущаешь нарастающее волнение, будоражащее нашу генетическую память. Отдельные намеки - накренившееся надгробие, сидящая в почтительном молчании группа людей - напоминают о бренности жизни, а встрепенувшаяся к небу птица дает надежду. Один из любимых образов живописца - конь (в числе излюбленных “героев” казахстанских художников) - далек от тривиальности трактовки. Пребывание Бакытнура Бурдесбекова на ленинградской творческой площадке ощущается как в самом тематическом раскладе, так и в способах подачи. Более сложная структура построения живописного полотна как в цветовом отношении, так и в сочетании абстрактных и фигуративных форм создает определенную интригу. Изысканная элегантность объединяет композиции состоявшегося тандема.
Гульмира Шалабаева, доктор философских наук: “Астана. Другой город, другие ритмы... Новые имена...
Думаю, алматинской публике будет весьма интересно увидеть и почувствовать свежесть красок и пластических решений.
Новизна трактовки и трепетность художественных образов - все это, несомненно, является достоинствами творчества представляемых художников”.
Мария Жумагулова |