|
Флюра Мусина
Уже стало привычным, что студенческие коллективы казахстанских музыкальных вузов выезжают на гастроли в европейские страны и играют в лучших залах мира. Ректор Казахской Национальной консерватории имени Курмангазы народная артистка Казахстана Жания Аубакирова считает подобные проекты неотъемлемой частью учебного процесса, необыкновенно плодотворного для студентов, будущей элиты нашей страны. После возвращения из очередной гастрольной поездки в Германию, где в лучших залах Бонна, Гамбурга и Берлина выступили студенческий оркестр народных инструментов и камерный оркестр КНК имени Курмангазы, прогрессивный ректор и прославленная пианистка делится своими мыслями и впечатлениями о прошедшем турне
- Не прошло и года, как студенты консерватории вернулись из гастрольного тура по Америке, где они выступили в пяти знаменитых залах, в том числе в Кеннеди-центре и Карнеги-холле. И вот очередное турне. Теперь уже Германия - камерный зал Берлинской филармонии, Бетховенхалле в Бонне, гамбургский Конгресс-центр. Наверное, студенты считают такое положение вещей уже нормой?
- Да, действительно, студенты, которые закончили консерваторию лет шесть назад, по-хорошему завидуют тем, кто пришел позже и активно включился в процесс зарубежных гастролей консерватории.
Начиная с 2005 года, когда были организованы первые концертные турне студенческого оркестра в Германию, это стало естественным положением вещей, важным моментом обучения. Мне удалось доказать государственным структурам, правительству важность таких проектов, и теперь у нас в бюджете всегда есть необходимые средства для этого. Конечно, мы всегда обращаемся к поддержке спонсоров, потому что организация проектов серьезной классической музыки требует очень много средств и никогда не бывает коммерчески выгодной. Симфонический оркестр, смешанный хор, ансамбль “Туран” уже неоднократно выезжали на фестивали, конкурсы и просто гастрольные туры в крупнейшие залы мира.
Как ректор и педагог я вижу, насколько благотворно такая практика влияет на молодых музыкантов, как они превосходят себя, преодолевают немыслимые высоты, как загораются у них глаза, как высоко поднимается их профессиональная планка. Надо сказать, что студенты не очень любят ходить на обычный оркестровый класс. Но когда они знают, что это не просто учебные репетиции и вскоре они будут играть в самых престижных залах - не надо их заставлять, они сами готовы работать с огромной отдачей!
- В этот раз в гастролях принял участие оркестр народных инструментов. Такой большой состав народников впервые был представлен в Европе?
- Да, до этого турне они успешно гастролировали в Китае и Турции. В Европу обычно выезжали симфонический состав и небольшие группы этномузыкантов. В этот раз мы решили представить целый оркестр народных инструментов в составе 65 человек, с большой часовой программой, в которой прозвучали произведения Курмангазы, Сугура, Туркеша, Тлендиева, Ахмедьярова. Особенными концертными номерами были кюй-тартыс - соревнования домбристов и казахские песни в исполнении Айгуль Косановой. Получился такой яркий калейдоскоп самых разнообразных форм казахской музыки. И удивительно, что люди воспринимают это еще более восторженно, чем у нас в Казахстане! Их не пугают непривычные интонации, другой строй. Напротив, ощущается огромное желание услышать, понять, расшифровать этнический код, заложенный в незнакомой музыке. Можно сказать, что интерес еще больший, чем к классике. Возможно, это объясняется огромным энергетическим зарядом, заложенным в народной музыке. И я думаю, что сегодня нужно задуматься над тем, как преподносить классическую музыку современной аудитории для ее более доступного восприятия. Это волнует не только меня. Недавно я слушала интервью Дениса Мацуева на эту тему. Может быть, нужно быть смелее в подаче, не сковываться традициями, сохраняя уважение к произведениям, написанным 200-300 лет назад, но все же представлять их с учетом современных рекламных требований и мышления в целом. Но это очень хрупкая и сложная тема.
- Исполнители народной музыки в последние годы просто творят чудеса на сцене! Вероятно, они получают хорошую подготовку уже в стенах консерватории?
- Это результат, к которому мы долгие годы стремились. Сейчас у нас очень сильная группа домбристов и кобызистов. Хорошо развивается практика импровизаций в исполнении. На концертах демонстрируются просто чудеса - музыканты на глазах создают новые произведения, любая тема в буквальном смысле на лету подхватывается и виртуозно развивается. Это потрясающе! Я, как ректор, очень довольна.
- В турне также принимал участие камерный оркестр консерватории. Это тоже первый опыт?
- Да, в этот раз впервые мы вывезли камерный оркестр. Профессионалы знают, что трудно создать хороший камерный оркестр, так как это практически ансамбль солистов. Если в большом составе симфонического оркестра порой можно спрятаться за общей массой звучания, то здесь каждый на виду, каждый слышен и несет свою нагрузку. Наверное, поэтому оркестранты во время гастролей работали вдвое больше - репетировали даже в отелях, индивидуально и по группам.
Специально для этого турне мы пригласили известного московского дирижера и скрипача Евгения Бушкова, который плодотворно поработал со студентами. В результате наш камерный оркестр показал очень высокое качество исполнения. Ярко прозвучал “Концертштюк” Тлеса Кажгалиева, особенно вдохновенно - фортепианный концерт Моцарта, от концерта к концерту все выразительнее звучала “Сюита из времен Хольберга” Эдварда Грига.
- Молодежные студенческие оркестры всегда покоряют своей неуемной энергией молодости и отваги. Но, наверное, есть и свои сложности в организации таких коллективов?
- Состав оркестра ежегодно меняется на 25 процентов, уходят выпускники, приходят первокурсники. И поэтому передо мной стоят иные задачи, чем перед руководителями профессиональных оркестров. Для меня это прежде всего качественный учебный процесс, чтобы я видела реальный рост студентов на протяжении 4-6 лет, которые они проводят в консерватории.
Другая задача, как для человека, который имеет опыт проведения именно студенческих концертов - сделать так, чтобы наши достижения в этой области максимально рекламировались, чтобы мы имели возможность показаться еще большему количеству людей, чтобы о нас больше говорили и знали. Чтобы наконец-то классическая музыка считалась не элитарным занятием, а стала средой обитания как можно большего числа людей.
Есть хороший пример Венесуэлы, где 35 лет назад началась государственная программа по обучению музыке детей из социально уязвимых, малообеспеченных семей. Эта программа давала им шанс состояться в жизни, обрести призвание и смысл. Блестящим воплощением этой идеи стал один из первых воспитанников, ныне знаменитый и успешный молодой дирижер Густаво Дудамель, который продолжает политику популяризации музыки среди самых широких слоев общества. Это так интересно! Весь мир только и говорит о музыкальном эксперименте Венесуэлы. Сейчас этот опыт перенимают в США, Голландии. Дудамель является руководителем Лос-Анджелесского симфонического оркестра, нескольких европейских оркестров и одновременно работает с венесуэльским молодежным оркестром.
Я могу сказать, что у нас в консерватории обучаются не самые обеспеченные студенты, многие из них живут только лишь на стипендию. В консерватории 80 процентов учащихся из регионов Казахстана. Когда я смотрю на этих детей, понимаю: если перед ними ставишь высокие цели, с ними происходят настоящие чудеса. И с каждым годом, каждым проектом и каждым новым шагом я убеждаюсь в правильности выбранного пути. Я чувствую, что сейчас нужно сделать больше усилий в сторону популяризации наших достижений. Мы мечтаем, чтобы об уникальных процессах, происходящих в нашей консерватории, знали во всем мире. Сегодня столько необычного и нового происходит в нашей стране! И закономерно, что даже студенты консерватории удивляют мир своими талантами.
- В прошлом году в организации американского турне принимало участие знаменитое концертное агентство IMG Artists. Кто занимался организационными вопросами в этот раз?
- В консерватории существует и успешно развивается факультет арт-менеджмента. Все организационные вопросы этого проекта - заказ авиабилетов, проживание в отелях, аренда залов, инструментов - легли на плечи наших выпускников, менеджеров Анны Зеленцовой и Марины Ожерельевой. Кроме этого, сейчас в консерватории работает Ульрих Дубке, который является директором по маркетингу и международным связям. Благодаря совместным усилиям были организованы эти гастроли. Это первый самостоятельный опыт, и он положительный, потому что дает перспективы для развития собственного проектного менеджмента, а также, конечно, сохраняет очень много средств. Ведь услуги американского агентства были просто немыслимо дороги, и мы испытывали на всем протяжении проекта очень большие трудности и напряжение.
- Вы сейчас все время говорите как ректор, как организатор процесса, но наряду со всем вышесказанным Вам приходится выступать и солисткой в этих концертах?
- У меня был очень напряженный период перед этой поездкой. За неделю до гастрольного турне у нас проходил совместный проект с Генеральным консульством Республики Польши в Казахстане, посвященный 200-летию польского композитора и пианиста Фридерика Шопена. В рамках этого проекта я исполнила 1-й концерт Шопена, который в последний раз играла лет 10 назад. Пришлось его полностью восстанавливать в памяти. И это такое счастье - играть произведения великого композитора! В конце ноября я буду играть его в Минске на открытии Международного конкурса пианистов, в члены жюри которого меня пригласили. Мне доверили открывать этот конкурс, на который съедутся 90 пианистов со всего мира.
А с 9 по 15 декабря консерватория организует международный фестиваль классической музыки, посвященный Р. Шуману и Ф. Шопену, где мне посчастливится еще раз сыграть этот концерт с Государственным академическим симфоническим оркестром Казахстана.
В этот раз в Германии я играла 23-й концерт Моцарта, пианисты знают, какое это неземное удовольствие!
- Как уживаются внутри Вас педагог и исполнитель во время совместного музицирования?
- Каждый раз, когда мы репетируем, я чувствую себя педагогом, я делаю замечания, пожелания - здесь что-то не получается, давайте еще раз, а когда я выхожу с ними на сцену, забываю, что это студенты - это настоящие музыканты, к которым относишься без снисхождения, без скидок. Я так горжусь ими! И я не отделяю себя от них, мы одно целое братство музыкантов.
- И, наверное, как обычно, не успев приехать и отдохнуть, Вы уже запланировали новые проекты?
- У нас планов громадье. Сейчас, исходя из полученного опыта, я хочу усилить работу с международными музыкальными фестивалями и сделать акцент на рекламных и информационных ресурсах.
Каждый раз, начиная новый проект, я, как человек критичный, думаю: ну, наверное, в этот раз получится не очень, слишком замахнулись. Но студенты меня каждый раз потрясают. Они играют с какой-то невероятной уверенностью. Откуда у них это? Непонятно. И мне еще самой нужно разгадывать многие феномены нашего процесса. |