|
Код языческого ребуса
В зале Союза художников Республики Казахстан открылась персональная выставка известного художника, лауреата многих республиканских конкурсов и выставок Абдуахата Муратбаева.
Яркая живопись в стиле казахской лоскутной техники привносит в атмосферу выставочного пространства настроение народного празднества. Абдуахат Муратбаев уже четверть века в непрерывном творческом процессе, принимает активное участие в многочисленных художественных проектах, занимается преподавательской деятельностью. Данная экспозиция - это его вторая по счету персональная выставка. Мастер не торопится демонстрировать свои художественные результаты публике. Он не устает учиться у своих коллег, друзей, неутомимо изучает опыт мирового искусства, исследуя творчество великих художников, близких ему по духу и стилю изложения. Его достижения органично вписываются в русло южноказахстанской региональной школы, отличающейся самобытностью и специфичностью живописного письма на общем фоне отечественного искусства.
В искусстве Абдуахата отмечаются как элементы национальной философии, сокрытые в символических образах и деталях, так и явственно выраженный декоративизм, проявленный через пластику изощренных орнаментальных форм. Каждая картина - своеобразный изобразительный ребус, где закодирован тайный смысл, вполне понятный нашим предшественникам и во многом утраченный нами. Здесь же идет попытка автора сформировать новый авторский язык, адекватный восприятию современников. В самой фактуре полотен присутствует иллюзия ручного творчества, поэтому их можно ошибочно принять за гобелены. В рамках одного стиля художник находит бесконечное разнообразие пластических решений, побуждая зрителя до последнего следовать за игрой его фантазии. Лишь в отдельных работах смущает неорганичность реалистичного решения человеческого образа с условностью и декоративностью остальных элементов картины. Хотя в лучших из них, особенно в образах аксакалов, пожилой четы, достигнута удивительная цельность и убедительность передачи. Языческая энергия живописи А. Муратбаева несомненно позитивно воздействует на его почитателей.
Особая чувствительность взгляда
Арт-центр “Алма-Ата” представляет выставку супружеской четы Сергея Ледяева и Светланы Плотниковой - художников удивительно созвучных и по восприятию мира, и по способам его отображения.
Название экспозиции “Я вижу тебя” не воспринимается посылом к каким-то конкретным личностям, как ожидалось. Искусство складывается из множества миров, где присутствуют он и она. Художники смело апеллируют мифологическими, библейскими, современными образами, не привязываясь ни к одному из них. Они - лишь повод отразить эмоциональную сущность взаимоотношений, различных, вроде бы не очень значительных житейских деталей, из которых складывается жизнь.
Несмотря на камерность и тонкий лиризм изображений, трогательную доступность сюжетов, будничными их не назовешь. Эти картины способны задеть душу любого зрителя. В то время, когда все стремятся к чему-то значительному, когда вопросы реализации собственного честолюбия выступают на первый план, человечество потихоньку разучилось радоваться и ценить тихие мгновения. В этих неприметных моментах бытия нет ничего претенциозного. Однако они способны раскрыть глубокие тайники нашей души.
В этих работах не обнаружишь явной философской глубины, но они заставляют задуматься над ценностью жизненных приоритетов. Они подкупают тонким юмором, демократичностью сюжетов и при этом особой элегантностью подачи. Изысканность колорита без видимых контрастов, изящество рисунка, нежная теплота варьируемого цветового фона - все это оставляет теплые впечатления.
Оба художника параллельно занимаются керамикой, в которой, сохраняя утилитарное предназначение, предпочтение отдается образности воздействия.
Страна собак
Под таким названием в галерее Аrtfoglio открылась первая персональная выставка Валерия Попова. По признанию его друга, художника Сергея Ледяева, их объединяют общие жизненные позиции. Эта экспозиция о том же - о ценности человека, его существования и о его праве на прекрасную духовную жизнь. Но говорят они об этом кардинально противоположными пластическими средствами. Да, это их внутренние ощущения от всего нас окружающего, их обостренная реакция на явления все более ужесточающегося мира. И если Сергей Ледяев своим творчеством уводит нас к первозданной красоте бытия, то Валерий Попов представляет более радикальный и жесткий язык изложения.
Собаки - не единственные персонажи его произведений, но именно они, как аллегория двойственности нашей сути, как воплощение добра и зла, одновременно, в зависимости от заданной ситуации, раскрывают квинтэссенцию восприятия и искренних размышлений автора о человеческой природе. И они отнюдь не лестны для нас. Зрители не получают здесь желаемой умиротворенности. Внутреннее напряжение и клокочущий нерв автора в его произведениях получили адекватные художественные способы передачи.
Ирина Юферова, искусствовед: “Художник находит свою личную интонацию. Картины царапают глаз, впечатываются в сознание, тревожат душу и, как положено изображению, с трудом поддаются вербализации... Суть дела - в смене ритмов, в перепаде энергий. Успех здесь зависит не столько от мастерства, знания анатомии, законов композиции или колорита, а в наибольшей степени от максимального напряжения душевных сил, от истового желания приблизить зримую картинку к невидимым и невыразимым идеям”.
Мария Жумагулова |