Феномен азиатского авангарда
Галерея “ARK” представляет уникальную экспозицию из более чем 100 работ 27 авторов. Уже само ее название - “Самаркандия: Узбекистан 1920 - 1970-е годы” - говорит о масштабности проекта как во временном разрезе, так и по самому содержанию. Достаточно назвать отдельные имена художников, внесших неоценимый вклад в историю советского искусства и получивших всеобщее признание: К. Петрова-Водкина, Д. Бурлюка, В. Уфимцева, А. Волкова, У.Тансыкбаева. Другие менее известны, но с большим тщанием отобранные и представленные в одном месте - они вкупе создают достаточно целостную картину о творчестве художников азиатского авангарда в контексте мирового искусства XX столетия.
Не менее важен факт, что организация выставки стала возможной благодаря энтузиазму и высокому профессионализму коллекционеров, сумевших сохранить и донести до нас прекрасные творения, раскрывающие важную и доселе мало изученную часть нашего художественного наследия. В силу драматичности самого хода исторического развития, заидеологизированности советской эпохи большая часть (а возможно, и лучшая) искусства оказалась в забвении либо на грани исчезновения. И только инициатива таких неординарных личностей, как И. Савицкий - основатель знаменитого художественного музея в Нукусе, столице Каракалпакии, и многих других позволяет сейчас реанимировать подлинную историю советского искусства.
В формировании экспозиции галерея придерживалась определенного принципа отбора авторов. Эти художники - выходцы из данного региона либо работавшие здесь какое-то время. Оказавшись в Узбекистане в силу различных обстоятельств, ни один из них не остался равнодушным к особенности природы, культуры, менталитета Азии, так или иначе запечатлевая полученные незабываемые впечатления в своих работах.
Всех их без преувеличения можно назвать новаторами в искусстве, ибо они безоглядно ломали установившиеся каноны предшественников, дерзко демонстрируя собственное видение в творчестве. При этом их смелые изыскания основывались на великолепном знании и умении передавать натуру.
Русская академическая школа в сплаве с элементами восточной культуры, новаторским мышлением дали потрясающие художественные результаты. Сохранилось немало работ, написанных для себя, что называется “в ящик”. В основном они-то и стали достоянием коллекционеров. И неудивительно, что эти картины не могут никого оставить равнодушным - столько в них искренности, недюжинного мастерства. А главное - отпечаток эпохи, ушедшей безвозвратно и оставившей частичку ностальгической грусти.
Искусствовед Елизавета Малиновская:
- На сегодняшний день это наследие все больше экспонируется и осмысляется исследователями, как уникальное явление советской эпохи. В различных странах в государственных и частных галереях Москвы, Петербурга ежегодно проходят персональные и коллективные выставки, посвященные этой по-настоящему эпохе искусства, как нашего региона, так и в целом искусства XX века. На глазах взлетели рейтинги данного круга произведений на аукционах и у коллекционеров. Даже каталоги становятся раритетами.
Мария Жумагулова |