|
Наталья Бойко
Скрипачка Айман Мусаходжаева - гордость казахстанцев - сегодня концертирует по всему миру в лучших залах. Но соотечественников не забывает. Ежегодно Айман дарит праздник в виде замечательных классических концертов, исполняя шедевры мировой классики и восхищая глубиной своего прочтения великих композиторов.
Она всегда радует поклонников и тем, что приглашает к участию в своих концертах гениальных музыкантов и дирижеров. И в этот раз два выступления, состоявшиеся в Астане и Алматы, были яркими и по-своему неповторимыми
Все концерты с участием Айман Мусаходжаевой великолепны, но выступление, прошедшее недавно в зале филармонии, получилось особенным и потому, что в нем принял участие особенный гость.
Мишу Майского, виолончелиста с мировым именем, мечтают увидеть самые искушенные слушатели многих стран мира. Его называют гением. Поражает и его творческая биография. Когда-то юного гения (а он уже в юном возрасте был таковым), уроженца города Риги, ученика великого Ростроповича, посадили в тюрьму. Просто за то, что его семья жила в Израиле и числилась в списках диссидентов. Посадили, как говорится, ни за что, тогда таких было много. И своими гениальными руками Миша работал на стройке, почти два года не играл на виолончели. Но талант не спрячешь. Не зная языков, без гроша в кармане, никому не известный Миша после отсидки уехал за границу. И стал тем, кем и должен был стать. Ну а про руки, которые два года не держали инструмента, Миша говорит, что не в них дело. Дело в душе, в сердце, которое способно постичь эту великолепную музыку. Его встречают во всех странах как звезду, а он скромно и простодушно ведет себя за кулисами и смеется комплиментам в свой адрес. “Гений тот, кто написал эту великолепную музыку, а я лишь стараюсь ее не испортить”, - говорит он. И многие удивляются, когда встречают его, задаваясь вопросом: “Это звезда?” И все из-за простоты и открытости души музыканта. Видимо, и вправду - чем гениальнее человек, тем меньше у него гонора.
Красивый мужчина без возраста, с горящим взором, с седыми шикарными кудрями, вьющимися по плечам. Вместо бабочки Миша носит уникальные старинные украшения-талисманы. Вместо фрака - стильная шелковая ярко-синяя рубашка.
|
Михаил Майский: “Не в руках дело - в душе” |
А на лице отражается вся музыка, которую он играет, которую чувствует.
Он любит разных композиторов. И когда играет произведение какого-то конкретного композитора, кажется, что именно его он любит. Так и есть. Но любимы Мишей практически все гениальные композиторы-классики. Говоря о современных, он признался, что с ними он на “вы”, хотя также доводилось играть.
Вот и Брамс, концерт которого для скрипки и виолончели с оркестром играли Айман и Миша, гениален. И эту гениальность в прочтении этих замечательных музыкантов прочувствовал даже самый неискушенный профессиональными знаниями зритель. Самые чувствительные в зале прослезились от восторга. Долго хлопали стоя.
Вела программу Наталья Данилова. Вокалистка, работник консерватории и филармонии, она не только гармонично смотрится на сцене, она хорошо знакома с музыкой, которую ей приходится представлять. Классическая музыка - это ее большая любовь.
Симфонический оркестр филармонии был великолепен, надо отдать ему должное. И тут немалая заслуга другого именитого гостя - дирижера из Словакии. Леош Сваровский так расположил к себе оркестр, что музыканты, как рассказали в филармонии, репетировали с горящими глазами. А Айман призналась, что оркестр просто ее возвысил на трон, где ничто не мешало пониманию этой прекрасной музыки.
Но Брамс был во втором отделении. А в первом оркестр филармонии исполнил симфонический кюй “Дайрабай” Рахмадиева. Айман с особой проникновенностью раскрыла слушателям любимое произведение - “Поэму” Эрнеста Шоссона, и красоту пяти пьес Чайковского, и еще два произведения концертного отделения. После такой сложной программы так отыграть концерт Брамса - достойно всех похвал! Большинство из зрителей после долгих аплодисментов поспешили за сцену благодарить Айман и именитых гостей.
И за сценой прошли великолепные закулисные посиделки с музыкантами и руководством филармонии, гостями. Долго обсуждали концерт, благодарили музыкантов, и разговор плавно перешел на байки и анекдоты о концертной, гастрольной деятельности. Здесь, за сценой, удалось поговорить с главными героями вечера - солистами концерта.
|
Айман Мусаходжаева
представила философское прочтение Брамса |
Айман Мусаходжаева рассказала, что концерт проводится по инициативе президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева и приурочен к проведению Саммита глав государств и правительств стран-участниц ОБСЕ. Она поблагодарила Фонд национального благосостояния “Самрук-Казына”, акимат Алматы, всех спонсоров мероприятия и выразила особую благодарность Казахской государственной филармонии имени Жамбыла.
- Айман, расскажите, чем стал для Вас этот вечер?
- Конечно, важен приезд Миши Майского. Я так давно мечтала с ним играть, это большое счастье. И то, что мы играли именно Брамса.
Когда Миша прилетел в Астану и мы начали репетировать, у меня возникло ощущение, что мы уже лет сто играем вместе. Такое взаимопонимание. И все со стороны говорили: “Как это здорово, что у вас единое дыхание, единое мышление!” Просто Миша - музыкант большой величины и к партнеру всегда прислушивается. Мы поняли друг друга сразу. Репетицией это сложно было назвать. Утром он прилетел, а вечером мы уже играли на сцене.
- Мне показалось, что Вы вообще любите эти особенные концерты для скрипки и виолончели с оркестром и всегда выбираете достойных виолончелистов...
- Да. Раньше я играла с Игорем Габушем. Тоже великолепный концерт. С Антоном Николевским играла в Румынии с симфоническим оркестром. И сейчас я открыла для себя Мишу, чему очень рада. Он всегда воспринимался нами, как миф, вы же понимаете масштаб его личности! Но он очень добрый, мягкий, деликатный.
- А что скажете о дирижере Леоше Сваровском?
- Леош - дирижер пражской оперы, очень хороший. Когда менеджер Любомир Херце сказал, что будет чешский дирижер Сваровский, я добавила: “С его фамилией достаточно того, что он будет числиться в списке гостей”. Но оказалось, что он очень интересный дирижер и в плане аккомпанемента, и в плане музицирования. Очень комфортно мне было с ним играть. И я очень рада, что мы познакомились. У нас есть планы повторить этот проект, концерт в Братиславе. И в будущем хотим и дальше развивать наши контакты. Это только начало.
- Как готовилась, подбиралась программа вечера?
- Для программы выбирали то, что еще не исполняли здесь, программа новая. И пьесы Чайковского, и Шоссон. Ну и Капричез, который, в общем, исполнялся, но это своеобразный лейтмотив, он проходит через все мое творчество. Ну и, конечно, Брамс. Я очень люблю его. Это вершина камерного музицирования. Не всем удается глубоко и философски прочитать Брамса. Здесь нужен и опыт, и возраст, чтобы передать полноту чувств и образов.
- После сложной программы первого отделения было, наверное, тяжело играть такой глубокий философский концерт?
- Переключиться на Брамса мне было на самом деле очень просто. Потому что оркестр проигрышами подготавливает почву, создает настроение. И нам, солистам, было приятно выступать с нашим академическим оркестром. Он был на уровне, в хорошей форме. Великолепно играли.
- На какой скрипке Вы так великолепно играли?
- Я на всех концертах играю на моей любимой скрипке Страдивари из Казахстанской государственной коллекции уникальных инструментов.
- На что теперь настраиваетесь? Где будете выступать?
- Недавно я вернулась из Италии. Вскоре мы выступим с Амиром Тебенихиным в библиотеке Конгресса в Вашингтоне, куда приглашены все представители стран ОБСЕ. Туда, в этот концертный зал, очень трудно попасть, очень почетно.
Потом в Белграде, с белградским симфоническим оркестром у меня будет первый концерт Паганини. Потом фестиваль в Швейцарии. Я играю свои любимые “Времена года” Вивальди. И даже 31 декабря у меня концерт в Версале. Такой насыщенный график. |