|
Все страны в гости к нам!
Союз художников Казахстана при поддержке Министерства культуры в Алмаарасанском ущелье организовал Международный арт-симпозиум “Евразия. От Волги до Иртыша. Образы современности”, в котором приняли участие 70 художников - представителей 12 областных филиалов Союза художников из Казахстана, Австрии, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Их состав был определен по результатам конкурсного отбора представленных проектных эскизов казахстанских художников по теме арт-симпозиума. Его целью явилось создание новых работ, отражающих современные образы тюркского народа. Предполагалось экспонирование произведений с последующим обсуждением вопросов современного состояния художественной культуры тюркоязычных народов.
Выполнению поставленных задач предшествовала пленэрная практика.
Союз художников создал идеальные условия художникам для реализации творческих задач симпозиума. И результаты превзошли ожидания в смысле представленного объема работ, потребовавшего просторные экспозиционные площади. Таким образом было организовано три выставки: в стенах Фонда Первого Президента Нурсултана Назарбаева, в галерее Artfoglio и в выставочном зале Союза художников.
На двух последних площадках были размещены работы этюдного характера, подкупающие непосредственностью исполнения, неповторимой энергетикой живого общения авторов с натурой.
Великолепие развернувшейся панорамы окрестностей Алматы не оставило никого равнодушным. Повезло гостям и с погодой, баловавшей их теплыми солнечными днями бабьего лета. А два дня случившегося ненастья подсказали новые мотивы для пейзажных зарисовок.
Несмотря на большое количество этюдов, выполненных практически в одной местности, обзор выставки не утомил многочисленных зрителей, настолько явственной оказалась творческая индивидуальная интерпретация каждого автора.
В выставочном зале Фонда Первого Президента состоялось заседание круглого стола, где были обсуждены итоги работы арт-симпозиума. После чего состоялось награждение его участников. Поощрены работы восьми художников, в которых они попытались возможностями пластического языка живописи и графики передать собственное художественно-образное осмысление современной действительности в контексте духовной наполненности как отдельной человеческой, так и национальной идентичности.
Задачи, скажем так, не из простых, потребовавших от всех участников максимальной отдачи, глубокого философского анализа с адекватным образным решением. По их признанию, такая глобальная установка как в концептуальном, так и техническом плане занимает значительно больше времени, чем могло быть предусмотрено. В экспозиции были представлены и образцы скульптуры, инсталляции зарубежных гостей, которые для воплощения своих идей использовали материалы, изысканные уже здесь, на местах происходящего события.
Баян Барманкулова, искусствовед: “Для короткого анализа использую арифметику: из областных центров представлено 78 работ, из них 25 связаны с заявленной темой; соответственно алматинских - 98, из них 14 - по теме; особо интересны работы зарубежных художников, вероятно, потому, что впервые принимают участие в такой программе. Надежды Союза художников на то, что будут найдены не только новые сюжеты, но новый художественный язык, не совсем оправдались - времени маловато”.
Вечная тема в новом ракурсе
Галерея “Тенгри-Умай” представила персональную выставку Гульнур Мукажановой “Железные женщины”. Само название уже изначально предполагает парадоксальность как самой темы, так и способов ее решения. Молодая художница использует вполне традиционные материалы - войлок, конский волос, металл, а также работает средствами популярного ныне фотоискусства. Но ее творчество никак не вписывается в разряд привычных. Применение архаичного материала связано с истоками народного творчества разве что только приемами технологии, а во всем остальном это кардинально противоположный взгляд на природу этого искусства. Возможно, при первом восприятии здесь можно усмотреть элементы дизайнерского решения в интерьере, но ее работы направленно концептуальны.
Несмотря на использование абсолютно разнящихся между собой двух медиа - фотографий и объектов из физических материалов, одно без другого в данном случае невозможно. Ибо только при их взаимодействии раскрывается суть представленного проекта. Гульнур подспудно осознает важность заявленного проекта и решает ее, выверенно выстраивая собственную концепцию. Неоднозначность ее отношения, в которой совершенно отсутствует легковесность решения, доводит до нас, зрителей, сложную драматургию инсталляции. Целомудрие и доступность, простота и интрига, бесконечная двойственность впечатлений, визуальных, фактурных, смысловых - от частных моментов до философского обобщения, элементов узкоэтнических до глобализированной культуры - все это предполагает не сиюминутное осмысление. Изначальная нежная природа женщины в противовес ее часто современной агрессивно-феминизированной природе - все это предмет для размышлений.
Мария Жумагулова |