|
Метаморфозы глины
В арт-центре “Алма-Ата” открылась выставка под не совсем понятным неискушенному зрителю названием “Rakuvaria”. На самом деле под ним кроется изложение профессиональных секретов архаичной технологии керамики. Это слишком сложные для восприятия обычного человека приемы и рекомендации, позволяющие получить необычайно эффектные произведения, как современные, так и донесшие до нас обаяние прапраглиняных изделий.
Свежее дыхание в отечественную керамику привнесла француженка Изабель Вершурен. Ее очередная инициатива объединила 10 авторов, которые с энтузиазмом принялись постигать древнюю технологию раку, раку - ню и pit firing. Они ознакомились с древней японской керамической традицией - восходящим еще к первобытным временам ямочным дровяным обжигом с использованием всевозможного органического сырья (опилки, сухая трава, водоросли и даже навоз). Реализация проекта проходила в естественных условиях, на лоне природы.
Совместные мастер-классы были проведены Изабель Вершурен и Еленой Григорьян на побережье Каспия и продолжены в мастерских Э.Казаряна, С. Ледяева и С. Плотниковой. Всех их объединяет любовь к керамике, бесконечная интрига самого процесса, когда полученные результаты оказываются непредсказуемыми как для зрителей, так и для самих создателей. Здесь задействованы все существующие божественные стихии - огонь и вода, воздух и теплый, податливый материал - глина, которая под талантливым управлением художников в контакте с другими материалами - медь, соль, сахар, органические отходы - чудесным образом превращается в дивное творение. Это союз природы и человеческой мысли, человеческих рук.
Такие метаморфозы и есть самое привлекательное в керамике, не отпускающее от себя тех, кто хоть единожды прикоснулся к ней. Инициативу Вершурен поддержали не только именитые мэтры, но и мастера со стажем и художники, работающие в смежных сферах искусства.
В экспозиции представлены изделия, небольшие по размерам, камерные по исполнению и разнообразные по живописным и фактурным эффектам, узнаваемые по авторскому стилю. А сама книга, состоящая из листов с перечнем формул, схем и конструкций печей, глин и пигментов, оксидов и глазурей, доступна каждому, благодаря альтруизму Вершурен.
Такие близкие и далекие
Здесь же, в арт-центре, продолжается выставка “Такие разные миры”, где представлены работы Татьяны Яблонской, Аскара, Елены, Зангара Бейсембиновых. Они связаны не только творческими нитями, но и тесными родственными узами, что не мешает каждому из них быть вполне самодостаточной “художественной единицей”. Их объединяет проверенная временем преданность искусству.
Мэтр советского искусства - талантливая украинская художница Татьяна Яблонская до последних дней не потеряла ясности взгляда на окружающий мир, в отображении которого всегда шла в русле происходящих процессов двадцатого столетия. Являясь мамой, бабушкой, тещей семейству Бейсембиновых, она оказала непосредственное воздействие на выбор ими творческого пути. Дальше каждый пошел по своему внутреннему наитию. Вот уже 10 лет нет среди нас Арсена Бейсембинова, но осталось отмеченное печатью его таланта, исполненное только в свойственной ему манере творческое наследие замечательного графика и рисовальщика. Всегда узнаваема живопись Елены Бейсембиновой со своей тематикой и способами ее реализации. Самому молодому представителю Бейсембиновых близок мир бесконечных экспериментов в материале, жанрах и формах искусства.
Баян Барманкулова, искусствовед: “Разные миры есть у всех. Елена Бейсембинова вглядывается в мир природы и с поэтической точностью изображает ландшафтные мотивы такими, какими они были увидены ее увлеченным взглядом. В натюрмортах любит странности... Иногда она вышивает из бисера замечательные узоры для красавиц. Арсен Бейсембинов знал цену линии и пятну. Зангар Бейсембинов с юношеских лет двигается зигзагами, уходя в сторону и возвращаясь к семейной традиции создавать визуальные образы. В холстах Т.Яблонской живет поэзия жизни, обнаруженная художником в любом мгновении бытия, в любом даже самом незначительном предмете, сопровождающем человеческую жизнь”.
Природа как вечный объект вдохновения
Галерея “Улар” организовала персональную выставку Сергея Кравцова в Центральном выставочном зале. Художник уже 20 лет в творческом процессе. Ранее увлеченный экспериментальными поисками, он теперь обратился к реалистической живописи. В экспозиции представлены работы, исполненные на протяжении последних трех лет.
Любимым объектом вдохновения Сергея стали наши горы, уже утвердившие за собой право быть названными безусловным брендом Алматы. Это в основном доступные далеко не каждому желающему пики и вершины. Они и привлекают автора своей особой фантастической красотой, кажущимся почти неестественным спектром открытых чистых цветов. Желание совмещения впечатления монументальности с пристальным вниманием к частностям приводит художника к мысли о создании серии работ, в которых меняется точка обзора. Горы максимально приближены к нам, позволяя рассмотреть детали, где каждый камушек переливается, словно драгоценная смальта, и при этом сохраняется ощущение грандиозности изображенной панорамы. Не случайно Божье присутствие ассоциируется с горами.
В его равнинных пейзажах обнаруживается камерное лирическое настроение, узнаваемость примет конкретно изображенной местности.
Мария Жумагулова |