|
Юлиана Жихорь
В Астане прошла премьера первой за последние полвека симфонии, написанной казахстанским композитором. Симфония “Шакарим” посвящена жизни и творчеству великого казахского философа-мыслителя, ученого-историка, поэта и композитора Шакарима Кудайбердыулы
Премьера симфонии - неординарное событие в жизни казахстанской музыкальной культуры. Это первое столь глобальное произведение казахстанских авторов не только за годы независимости, но с середины прошлого века. Что весьма удивительно, поскольку первая половина ХХ столетия ознаменовалась расцветом казахской симфонической музыки. Глубинно и разнопланово трансформируя богатейшие традиции песенно-инструментальной культуры, синтезируя их с опытом западно-европейской и русской классической композиторской школы, казахская симфония достигла определенных художественных высот. Тому пример - оркестровые творения Е.Брусиловского, М.Тулебаева, К.Кужамьярова, Г.Жубановой, С.Мухамеджанова, Е.Рахмадиева, М.Сагатова и других.
О богатых возможностях симфонического письма, заложенных в структуре и образном строе песен и инструментальных произведений казахского народа, писал еще в 30-е годы академик Б.Асафьев: “...Наличие богатых возможностей развития, которое обуславливается всем строем казахской мелодики, постигаемой как живая речь, - вот существенный показатель большого культурного значения казахской музыки”. Своеобразной школой для композиторов Казахстана стали симфонические произведения, созданные в 30-е годы прошлого столетия советскими композиторами на материале казахских народных песен и кюйев, опубликованных в сборниках А.Затаевича (М.Штейнберг, И.Ипполитов-Иванов, А.Гедике, Н.Мясковский и другие).
Справка “НП”
Шакарим Кудайбердыулы (1858-1931) - философ-мыслитель, ученый-историк, поэт и композитор. Он - духовный преемник и ученик Абая. Шакарим занимался политикой, был избран в волостные правители. Всерьез творчеством занялся только с 1898 г., после сорока лет. По определенной системе стал изучать западную и восточную литературу, познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока, как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, А.С.Пушкина, Л.Толстого. Его перевод Хафиза на казахский остается непревзойденным по мастерству и технике, так же, как блестящий перевод повести Пушкина “Дубровский”. Самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. В 1903 г. он был принят членом Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества.
Последний период его жизни совпал с революцией 1905-1907 гг., столыпинской реакцией, первой мировой войной, национально-освободительным движением 1916 года в Казахстане, Февральской и Октябрьской революциями, гражданской войной, установлением советской власти, коллективизацией. Участвовал в национально-освободительном движении “Алаш”.
При жизни Шакарима были напечатаны такие его книги, как “Зеркало казахов”, поэмы “Калкаман-Мамыр” и “Енлик-Кебек”. Отдельные стихи, статьи, эссе были опубликованы в 1913-1924 годах в журналах “Абай”, “Айкап”, “Шолпан”, в газете “Казах”. |
Наиболее зрелым с точки зрения симфонизации народного мелоса произведением явилась симфония-сюита Е.Брусиловского “Сарыарка” (1943). Именно это произведение положило начало зарождению лиро-эпического симфонизма в казахской музыке, ставшего ведущим в дальнейшем развитии жанра. В эти же годы были созданы два произведения, посвященные великому поэту-просветителю, композитору Абаю Кунанбаеву - “Жалгыз Кайын” (“Одинокая береза”) Е.Брусиловского (1943) и “Абай” А.Жубанова (1944), вошедшие, как и “Сарыарка”, в золотой фонд казахской симфонической музыки.
В эволюции жанра симфонии в казахской музыке наиболее продуктивным стали 50-е годы. Композиторами разных поколений созданы произведения, охватившие разнообразную тематику: героическая тема (“Ризвангуль”, “Песня о свободе” К.Кужамьярова), образы социалистического Казахстана (“Казакстан” М.Тулебаева, “За счастье народа” К.Мусина), идеи борьбы за мир (“Дорогой мира” В.Великанова), картины труда и быта казахского народа (“Жайлауда” К.Мусина, “Колхозный той” Б.Байкадамова, “Аксак кулан” Г.Жубановой и другие).
Однако с 60-х годов в Казахстане не было написано более ни одной симфонии. “Шакарим” Серика Еркимбекова положила начало не только новому развитию симфонической музыки в Казахстане, но и новому течению этого жанра. По признанию автора, “Шакарим” была написана “на одном чувстве, на одном дыхании”: “Я использовал тему Шакарима, его песни. Я, как любой творческий человек, пытался по своему представить его жизнь, внутренний мир, его страдания”.
Новеллой симфонии стало введение впервые в истории симфонии казахского народного инструмента - домбры. Во второй части симфонии домбра имеет большую сольную партию. Как признается автор, “включение домбры в симфонию имеет не просто прикладное значение. Домбра появляется в кульминационных моментах. Эта струнка души самого поэта”.
Астана
Справка “НП”
Серик Еркимбеков - композитор, педагог, исполнитель песен, общественный деятель культуры Казахстана. Более 10 лет возглавлял правление Союза композиторов Казахстана. Имеет почетное звание - заслуженный деятель Республики Казахстан, профессор. Занимает должность первого проректора Казахского национального университета искусств.
Автор Концерта для фортепиано с оркестром, балетов “Вечный огонь”, “Минарет”, концертного дуэта для двух роялей, оркестрового аллегро “Алтын-Арка”, ряда произведений для камерных ансамблей. Написал музыку к 10 драматическим и детским спектаклям (по произведениям В.Шекспира, А.Кунанбаева, О.Сулейменова, Ч.Айтматова, М.Шаханова, М.Жумабаева, Б.Мукай, А.Тарази). |