|
Что мы оставим
потомкам?!
В выставочном зале “Вернисаж Дома художников” открылась выставка скульптуры Казахстана. Поистине этот год можно назвать годом скульптуры, оказавшейся в течение двух десятилетий на задворках искусства. Реализация проекта стала возможной благодаря финансированию со стороны Министерства культуры. Инициативу проявил Общественный фонд поддержки национальных традиций “Жаухар” с профессиональной помощью Союза художников.
Важно, что, несмотря на скромные размеры экспозиции, выставка стала событием, после открытия которой последовало обсуждение с участием искусствоведов, скульпторов, художников. После стольких лет забвения тема требует осмысления проблем разного порядка - творческих, организационных, производственных...
Такая длительная пауза оказалась не случайна: специфика развития пластических искусств требует в первую очередь материально-технического оснащения, которое было утрачено за долгие годы реорганизации. В силу этого многие скульпторы просто ушли из профессии либо ушли в смежные виды искусства. Отсутствие социального заказа, а также производственных площадей часто не позволяло воплощать замысел.
Тем не менее говорить о полном застое не приходится. Ситуация постепенно меняется. Есть мастера, невзирая ни на что, преданные своей профессии, создающие произведения в разных материалах, технологиях, тематике. В выставке приняли участие 25 авторов, представители как старшего и среднего поколений, так и молодежь. Преемственность поколений сохраняется. Подрастает новая смена, озабоченная поисками свежих пластических решений.
Характерно, что превалирующей является национальная тематика. Уже сами названия работ достаточно красноречивы: “Народный костюм”, “Беркутчи”, “Тайказан”, “Верблюд с верблюжонком”, “Бий”, “Сакский воин” и т. д. То есть процесс осмысления собственной истории, культуры, традиций продолжает оставаться важным для скульпторов. Это либо образы конкретных личностей, как портрет Шакарима, режиссера А. Мамбетова - работы мэтров О. Прокофьевой, М. Айнекова. Либо камерные работы больше символического плана, наделенные определенным эмоциональным состоянием. Постоянная апелляция к национальному наследию реализуется либо через буквальное обращение к историческим, мифологическим, бытовым сюжетам, либо через решение новыми формальными пластическими средствами. Параллельно становятся очевидными две линии творческого развития - либо следования реалистическим традициям, либо в сторону экспериментальных поисков. Прийти к консенсусу практически невозможно. Спор между разными направлениями продолжается, и точку может поставить только время. Хотя определяющим критерием является уровень мастерства.
Скульптура - вид искусства, который уже по своей сути предполагает обращенность не только к узким ценителям, но и к широким массам. В силу своих монументальных качеств она является проводником высоких идей, нравственно образующей силой. Веками именно сооружения такого рода вдохновляли народ, исподволь закладывая лучшие чувства патриотизма и созидательного духа. Парадокс, но за годы нашей независимости практически невозможно не только перечислить, но и просто назвать памятники подобного свойства. Большинство работ - это псевдосооружения, некое клише, по которому как грибы размножаются монументы по всем городам и весям. И все это потому, что профессиональные мастера как бы выключены из социума, не востребованы. Хотя очевидно, что при таком размахе строительства нужда в скульпторах, как организаторах градообразующей среды, очень велика. Но этот потенциал не используется.
Назрели проблемы, которые следует решать сегодня, чтобы сохранить творческий потенциал, стимулировать их морально и материально, дабы окончательно не потерять то, что накоплено. Ибо при всех существующих достижениях очевидно, что сейчас говорить о сильной, фонтанирующей идеями, со своим сформировавшимся лицом художественной школе скульптуре Казахстана не приходится.
Ах, Арбат, наш Арбат!
В воскресные дни Арбат становится настоящей площадкой для проведения всевозможных акций, музыкальных, театральных и художественных проектов. Еще не утих интерес к выставке искусства из отходов, а на их фоне вполне органично воспринимаются новые действа и экспозиции.
Кайрат Кожухов - художник из Караганды - прибыл в Алматы с коротким визитом. В сфере его разносторонних дарований и интересов заметное место занимает искусство шаржа, достаточно популярного в свое время и благополучно забытого сегодня. Кайрат же не только возрождает, но и поднимает планку жанра до уровня значимого станкового искусства. Он ломает уже сложившееся у нас представление о шарже, как искусстве экспромта, выполняемого в камерном стиле, на небольшом формате. Увлеченный образом своего героя, он пишет быстро и азартно, стараясь ухватить самые характерные и уникальные качества изображаемой личности. Природная наблюдательность позволяет ему, отбрасывая не самые значительные частности, сосредоточиться на передаче главных моментов с разумной долей утрирования. Добрый юмор и точность попадания обеспечивают неизменный успех работам Кайрата.
Его шаржи - не миниатюрные наброски эскизного характера. Это вполне законченные работы большого формата в технике масла, пастели, туши с прекрасной прорисовкой деталей. В зависимости от того, кого он пародирует в данный момент, меняются сам стиль и подача образа героев его шаржей. Арнольд Шварценеггер и Брюс Ли, Жерар Депардье и Жан Поль Бельмондо, плеяда советских актеров - Е. Леонов, В. Тихонов, Л. Филатов и другие изображены с большой теплотой и деликатным чувством юмора.
Художнику повезло и в том смысле, что ему нередко удается вручить шаржи, адресованные любимым его персонажам, лично в руки. Так состоялись в свое время судьбоносные встречи с Бельмондо и Тайсоном. На этот раз Кайрат специально приехал в Алматы, чтобы собственноручно преподнести господам Жерару Депардье и Кевину Костнеру шаржи с их изображением на кинофестивале EURASIA-2010.
Мария Жумагулова |