Айсулу Садвакасова - этнодизайнер, поэтесса, художница и просто человек широких интересов. Она по-своему авантюрна, способна пойти на риск ради реализации собственного потенциала
Так, в юности ее романтические порывы привели в Тбилиси, где она провела пять продуктивных лет, в совершенстве овладев грузинским языком и получив базовые навыки художницы.
Она обучалась на подготовительном отделении в Тбилисской государственной художественной академии. Обстоятельства сложились таким образом, что ей пришлось вернуться на родину, где она завершила свое художественное образование в театрально-художественном институте Алматы. С тех пор она занимается самореализацией в разных сферах искусства. По жизни Айсулу - человек очень любопытный, но не в обывательском плане. У нее неутомимая страсть к познанию всего нового. Она посещает всевозможные семинары, мастер-классы, участвует в многочисленных художественных проектах и никогда не разочаровывается. Ведь никакое знание не бывает обременительным и все в жизни окупается в свое время творческой востребованностью.
Айсулу - космополит по своему образному мировосприятию. Не случайно выполненная композиция “Взаимодействие” была рекомендована на Всемирную выставку в Нью-Йорке. Она по-философски многозначна, достаточно сложна в колористическом и линейном исполнении и при этом привлекает к себе цельностью восприятия автора.
В силу своей творческой активности художница успешно участвовала в проекте 1990 года, объявленном ЮНЕСКО Годом космоса. Она представила собственную самобытную интерпретацию такой глобальной темы... в лоскутной технике. Здесь и проявились ее способности этнодизайнера, когда казахский курак, без которого не обходится ни одно традиционное казахское жилище, вдруг приобрело совершенно неожиданное новое художественное качество. Айсулу использовала общепринятые принципы, в символику народного творчества привнеся и собственное толкование элементов своего творческого решения. В результате композиция “Байконур” в течение 19 лет экспонировалась в стенах Всероссийского музея декоративно- прикладного искусства в Москве, а оттуда - в многочисленных выставках дальнего зарубежья. Дирекция музея даже изъявила желание приобрести ее в собственность фонда, и только по настоянию автора работа недавно вернулась в родные пенаты.
Айсулу отличает активная жизненная позиция, не позволяющая проходить равнодушно мимо несовершенства окружающего мира. Свою персональную выставку “Глобальные помехи” она как раз посвятила этой всегда актуальной теме. Язык плаката и поэзии оказался как нельзя кстати для полновесного раскрытия волнующих автора сфер нашей жизни. Здесь для нее нет мелочей. Ей, как автору, важно показать и рассказать о состоянии планеты Земля - нашего общего дома. Она пропускает собственную боль через общую боль всего человечества. И эта личная сопричастность не может не тронуть каждого из нас. “В калейдоскопе бытия не потерять бы себя”, - девиз Айсулу касается каждого жителя планеты, взятого в отдельности. Сейчас, когда мы вполне осознаем последствия экологической катастрофы, очень своевременен призыв художницы-поэтессы: в первостепенности задач “грамотной корректировки и решительной сортировки”. Поэтическая образность в лаконичной трактовке стихов Айсулу воздействует в унисон с изобразительными качествами ее плакатов. Они немногословны. Минимализм цвета, линий и точное снайперское попадание в тему выдают в Айсулу профессионального плакатиста, тонко чувствующего специфику жанра.
Творчество Айсулу многопланово. В ее работах можно обнаружить тяготение в равной мере как к монументальному, декоративному, так и камерному образному решению. “Вдовы всех времен” - в этой композиции слились в единое и скорбь, и любовь, и оптимизм.
Все именно так, как часто и бывает в жизни: многогранно и прекрасно в неповторимой сложности судьбы. Лики вдов во все времена объединяет одиночество. “Но! Жизнь продолжается. И она занимается. По законам природы...” - эти поэтические строки Айсулу подкрепляются изобразительными приемами.
Черный линейный абрис обугленных деформированных веток деревьев на фоне зеленой весенней и желтой осенней листвы подчеркивает драматическую экспрессию полотна. Но все завершается торжеством жизни и надежды, “облаченном” в радужную цветовую симфонию, где превалируют теплые мажорные краски. Женские лица сугубо индивидуальны, как и горе бывает глубоко личностным, но и боль одна на всех, где бы ты и как бы ни проживал. Здесь постоянно сквозит мысль - мы уникальны и все же “связаны одной цепью”. Композиция построена не на конкретике, а на образном толковании сложной в своем философском определении темы.
Айсулу продолжает работать и в лоскутной технике. Удивительно, как удается ей из этого утилитарного творчества извлечь образные мотивы, имеющие глубокое эмоциональное воздействие. Ее, казалось бы, чисто декоративные композиции в силу “найденности” своей формальной структуры, определенной символики пространственного и цветового построения доносят до зрителя глубину концептуального видения художницы.
В Айсулу счастливо сочетается синтетичность разных творческих дарований, благополучно уживающихся вместе и дающих возможность ей щедро делиться с окружающим миром содержимым своего внутреннего багажа мыслей, чувств и впечатлений.
Мария Тесс |