|
Уникальный феномен Евгения Сидоркина
В галерее “Ою” открылась персональная выставка Евгения Матвеевича Сидоркина. В этом году ему исполнилось бы 80 лет. Он ушел в расцвете творческих сил, успев оставить немалое наследие. Он - один из тех немногих художников, которого заслуженная слава посетила еще при жизни. Без преувеличения, все, что создано Евгением Сидоркиным, - уже общепризнанная классика.
После окончания Ленинградского института имени И.Е.Репина он приезжает в Казахстан. Виртуозно владея технологиями, художник создает собственный пластический язык, оказавшийся вполне адекватным его творческим замыслам.
Самое поразительное - произведения Е.Сидоркина настолько пропитаны казахским духом, что непосвященные могут быть вполне уверены в его истинно казахском происхождении. Такое сверхъестественное проникновение в менталитет народа возможно только при полном внутреннем принятии ставшей для него самой близкой и дорогой новой родины. Он постиг ее всесторонне и глобально.
Его художественное творчество - яркая иллюстрация того, насколько глубоко и основательно исследованы им казахский фольклор и мифология, музыкальное и поэтическое творчество, археологический и исторический материал, особенности национальной психологии и философии. Гениальность провидения графика проявилась и в том, что, применяя в своем творчестве особенности образной и пластической выразительности культуры кочевников, он как бы собственной практикой подтвердил обоснованность этой художественной системы через сделанные гораздо позднее археологические находки в Казахстане. Е.Сидоркин во многом опережал свое время. Потому его произведения всегда современны и актуальны.
В галерее представлены ставшие уже хрестоматийными его иллюстрации к “Казахскому народному эпосу”, к роману М.Ауэзова “Путь Абая”, серии “Читая Сакена Сейфуллина”, “Кыз Жибек”, а также серия “Гаргантюа и Пантагрюэль” Ф. Рабле, выполненные в технике автолитографии.
Гульмира Шалабаева, доктор философских наук: “Рассматривая творчество художника, мы можем почувствовать и новаторский дух, и силу традиций, черты будущего и связь с прошлым, можем увидеть, насколько серьезно и органично им осваивалось культурное наследие и в какой мере это служило задачам прошлого и настоящего дня”.
Под прицелом
В Музее искусств “Умай” открылась персональная выставка “Серебряное эхо памяти”, посвященная 70-летию Валерия Коренчука.
Насколько впечатляющим является творческий путь, проделанный известным фотохудожником, можно констатировать по количественным показателям: любимым искусством начал заниматься с 19 лет, уже 45 лет является членом фотоклуба “Медео”, из них 25 лет - его президентом. За это время подготовил 32 мастера международного класса, из которых 9 удостоены звания “Художник Международной федерации фотоискусства “AFIAP”, дипломант всесоюзных смотров теле- и кинореклам.
В музее же в трех залах работы разместились как фрагменты отдельных циклов и периодов творчества мастера.
У Валерия Коренчука сложилось свое персональное видение фотоискусства: в зависимости от характера запечатленного объекта или ситуации, жанра и идеи меняются манера подачи, стиль фотохудожника. За долгие годы накопились свои тонкости и секреты мастерства, отдельные приемы возникают спонтанно и неожиданно, другие - как следствие осознанного и наработанного опыта. Даже в рамках одной экспозиции видно, насколько разнообразны и многогранны решения композиции. Валерий Коренчук, несмотря на свое долгое пребывание в одной профессии, не застоялся, а идет всегда в ногу со временем, удачно сочетая долю консерватизма с современными новомодными изысканиями.
Открытие охотничьего сезона
Галерея “Улар” и художественный салон “Онер” представляют первую персональную выставку в Алматы Татьяны Чевтаевой. Гостья из Павлодара успела к открытию охотничьего сезона подготовить экспозицию под одноименным названием. Затея оригинальная, если вспомнить к тому же, что это далеко не женское занятие. Чего не скажешь по представленным работам, в которых просматривается точный, если не сказать дотошный, взгляд художницы на очевидные атрибуты охоты. А отдельные элементы просто до того красноречивы, что услужливое воображение даже подсказывает, как смотрится сам автор на лоне дикой природы за этим весьма специфическим мужским занятием.
Секрет же прост. Охотой все больше увлекается муж, а Татьяну вдохновляет повод передать через художественную призму весь тот мир, который предшествует, участвует и завершает этот процесс.
На выставке представлено 16 работ в одном заданном жанре и на одну тему.
Композиции художницы изобилуют количеством охотничьих реквизитов. Глядя на деликатесные вкусности, тотчас же нагуливается аппетит, а всевозможные трофеи, охотничье снаряжение, диковинная посуда приглашают к долгому рассматриванию подробностей, с любовью выведенных неутомимой рукой художницы. Обилие предметов, наделенных порой совершенно противоположными материальными свойствами, переданы со знанием дела.
Мария Жумагулова
|