|
Мария Жумагулова
“Конкур” - преодоление
Галерея “Улар” и художественный салон “Онер” представляют персональную выставку Жаннеты Наурузовой “Конкур”. Она совпала с концепцией галереи в оказании поддержки талантливым художникам с периферии. Жаннета окончила Алматинское художественное училище, а живет и работает в Павлодаре, активно участвуя в групповых проектах своего региона.
Выставка в “Уларе” - это удачный дебют художницы.
В работах Жаннеты единственные герои - лошади, но, против ожидания, они не утомляют нас своим единообразием. Тема на сегодня уже настолько избитая, что не вызывает особого энтузиазма. Обретя явно сувенирный окрас, она дискредитировала реальное представление об этом благородном животном, являющимся непреходящей ценностью и красноречивым символом казахской степи.
Одного визита на Арбат достаточно, чтобы увидеть бесконечные вариации изображения лошади, выполненные зачастую поспешно и небрежно. В данном случае существующий спрос на тему дал противоположные результаты.
Выросло уже не одно поколение, имеющее слабое представление об этом прекрасном животном, без которого само существование кочевника было бы практически невозможным. Все сферы жизни наших предков зависели от коня. Изобретение колеса - своего рода революции древней цивилизации - стало возможным только потому, что появилась острая необходимость в создании быстрого средства передвижения, сослужившего человеку добрую службу на долгие века.
Художница останавливает наше внимание на моменте наивысшей концентрации всех его сил и способностей - в преодолении препятствий. И в этих своих устремлениях он не одинок, слившись в единое целое с человеком, управляющим и корректирующим все его действия.
В трактовке Жаннеты эти сюжеты далеки от фотографической точности. Прежде всего это художественные полотна, где доминирующим является эмоциональное состояние, в котором конь и седок неразделимы.
Автор создала образ коня, привлекающий не только правильностью анатомического строения. Ее герои отличаются какой-то особой грациозностью, изяществом и тонкостью стати. А главное - в этих композициях, предопределенных самим выбором темы, доминирует просто необычайный взрывной динамизм, сила фантастической экспрессии. И это впечатление достигнуто не только через визуальную передачу искрометных движений животных, но и чисто живописными средствами. Направленность и подвижность каждого мазка создают осязаемую энергетику поверхности полотна. Такая легкость живописи обычно присуща технике акварели.
В каждой картине художница использует новый ракурс, позволяющий выявить новые достоинства как изображаемой натуры, так и ее живописных поисков.
Работы Жаннеты небольшого формата, выполнены на картоне, бумаге, но с использованием масляных красок. Однако художница не комплексует по этому поводу, не собираясь останавливаться из-за недоступности материала. Обзор выставки не становится скучным, несмотря на то, что из картины в картину мы видим одни и те же персонажи. Размеры работ отнюдь не сковывают ее воображение. Она умудряется ввести в них многофигурные сюжеты: запряженная четверка лошадей лихо мчится к означенной цели; небольшой костяк, отделившись от табуна, пребывает в состоянии мирного покоя и общения; диалог между всадниками и скакунами после ответственных состязаний; лошадь с седоком на взлете над барьером... Есть и картины немногословные, как бы фрагменты, смело срезающие отдельные эпизоды динамичного события.
Художница хорошо знает природу изображаемых животных. Она пишет их с натуры, привнеся собственное восприятие и воображение. В этих работах Жаннета умудряется передать тонкие психологические нюансы взаимодействия человека и животных. В жизни, к сожалению, они не всегда бывают гармоничными. Ведь, по большому счету, доступ к конному спорту должны иметь люди, действительно влюбленные и знающие досконально их натуру. Но нередко коммерческий интерес, который внедрился и в эту сферу, приводит к драматическим результатам. Жаннета нашла собственную нишу творчества, так востребованную сегодня, в неосознанной потребности человека вернуться к живой природе на фоне всеобщего засилья машин и механизмов.
Галерея “Улар” взяла на себя важную миссию поддержки талантов из разных регионов республики. Ведь на фоне интенсивных художественных процессов в Алматы и Астане наши областные центры остались практически предоставленными сами себе, “варясь в собственном соку”. Созданные в советское время выставочные залы либо закрылись в период перестройки либо переведены на местное финансирование. Творческие и материальные связи с центром прервались, что отнюдь не стимулирует художественный процесс в регионах. И такие выставки-акции позволяют нарушить это не совсем естественное “вакуумное” состояние и значительно аккумулировать там творческую среду. |