|
Настоящий шок: искусство из отходов
Выставочной площадкой для заявленного фестиваля современного искусства стал весь алматинский Арбат. Проводится он с размахом, охватив по времени срок более месяца с большим количеством участников и достаточно широкой программой. Основной его целью является - обозначить с помощью образов и художественных приемов проблемы загрязнения городов бытовыми отходами и их вторичной переработки, техногенного наступления на природную среду. Тема чрезвычайно актуальна для нас и впервые поднята в нашей стране в такой подаче. Хотя подобные акции уже давно популярны на Западе. Как есть и страны, где проблема отходов решена практически полностью, и без особых финансовых вложений, и даже дает весомую прибыль.
Для нас же все это внове, интригующе и занимательно. Ожидаемый организаторами шок тоже имел место быть. Ибо здесь вместо привычных эстетских вещей, исполненных привычными материалами и в привычной технологии, представлены некие объекты, которые с первого взгляда вызывают недоумение, а затем непременное желание вникнуть в их суть. К слову, приходится помянуть известное, “ что нет пророка в своем отечестве”, ибо казахстанские художники, представляющие актуальное искусство, широко известны за рубежом и получили должное признание, а в своей стране так и остаются неизвестны. Ситуация парадоксальная, но от этого у них не убавилось желания достучаться до своих соотечественников. И думается, это получилось.
Молдакул Нарымбетов, Георгий Трякин-Бухаров, творческое объединение Nebula, Наиль Мукумжанов, Алексей Филимонов, Руслан Кадиров выполнили поистине трудоемкую работу, требующую громадных физических издержек. И все же в первую очередь восхищает грандиозность замысла.
Авторы использовали элементарные отбросы, утиль, мусор - все, что у нас ассоциируется с чем-то низменным и недостойным и вызывает чувство брезгливости, и вложили в это глубину образной мысли, оригинальность интерпретации, которая не оставляет никого равнодушным. И, чтобы понять их посыл, совсем не обязательно быть сведущим в сфере искусства. Здесь нет избранности аудитории. И без ложного пафоса их призыв одинаково важен для каждого человека, вне зависимости от его статуса. Ведь речь идет уже о просто физическом выживании сегодня, когда глоток чистого воздуха на вес золота.
Вероятно, современный человек так устроен, что к нему можно достучаться только радикальным образом. Мягкие увещевания не могут быть услышаны. Придя на эту площадку в поисках зрелища (которого было тоже предостаточно), многие были просто ошарашены обнаженностью проблем, доселе никак не замечаемых и даже нередко подчеркнуто игнорируемых (мы выше этого).
При единстве замысла и использовании нестандартных материалов художники имеют свою заданную концепцию, от которой и зависит ракурс, индивидуальный способ подачи вынашиваемой идеи. Молдакул Нарымбетов сфокусировал в своих объектах разные, казалось бы, совершенно никак не стыкуемые начала - техногенные, фольклорно-мифические, авангардные... В его объектах такая изощренность образных ассоциаций при общей цельности всей экспозиции! Чего стоит, к примеру, китайский баул на постаменте, как символ современного челночника и страны, как большой барахолки. И смешно, и грустно. Сами грандиозные черные силуэты из резиновых шин со сложным рваным контуром несколько угрожающе выступают на фоне идиллически организованного городского пространства. Молдакул - поистине харизматическая личность. Его перфомансы впечатляют синтетичностью дарований автора, в которых есть дерзость современности и ностальгирующий аспект его генетической предопределенности. Перед нашими предками вопросы охраны окружающей среды просто даже не стояли: все, что они делали, было изначально экологично, с минимумом отходов, совершенно не угрожало ничьему существованию.
У Георгия Трякина-Бухарова иные предпочтения и круг отработанных материалов и, соответственно, иное образное - несколько ироничное и от этого не менее убедительное - восприятие актуальной проблемы. Многое из собранного им утиля успело стать анахронизмом и воспринимается уже как некий архив нашего быта. Это своеобразный музей предметов сантехнического порядка, который, выстраиваясь в определенные конструкции, отражает совершенно ясно обозначенные художественные идеи автора. Нет никакой оригинальности в демонстрируемых предметах. Есть оригинальность замысла. Георгия нельзя упрекнуть в том, что таковые приемы он использует от собственной профессиональной несостоятельности. Как раз таки он много чего умеет и в разных материалах и технологиях.
Каждый из представленных авторов использует свой “ассортимент” отходов и по-своему его выстраивает, получая непременно должную реакцию зрителей. На этой площадке достигнута обратная связь, в которой, безусловно, нуждается любой творец. Это, может быть, хоть немного изменит нашу жизнь, что уже само по себе немало.
Мария Жумагулова |