|
Мира Мустафина
В функционировании Союза художников РК за последние годы назрело множество проблем. Свой взгляд на них предлагает кандидат наук, член Союзов художников Республики Казахстан и Армении, профессионального Союза художников РФ Дана Муканова-Хуршудян
- Дана, согласитесь, что творческие союзы не самое плохое наследство, которым мы располагаем еще с советских времен?
- Да. Союз художников Республики Казахстан до сих пор является главным творческим центром, объединяющим художественные силы всего Казахстана, все виды и направления отечественного искусства. Однако за 19 лет самостоятельного плавания СХ оброс илом и ракушками, к тому же публика, оставшаяся за бортом, сегодня отвергает его. У команды судна потеряны все привилегии, кроме одной: несмотря на штормы и ураганы, стараться держать свой высокий творческий статус.
- А есть ли хоть какой-нибудь шанс не пойти на дно, если и берега не видно, и государство уже не поддерживает?
- В 1985-1990-х годах с обретением свободы и отчуждением искусства от государства поначалу никто не обратил внимания, что вместе с заказчиком искусство потеряло реальную связь с социумом. В качестве умозрительного адресата выступал некий абстрактный “западный музей”, в качестве эксперта - западный обыватель, в качестве источника информации и образца для подражания - западные журналы.
Неудивительно, что многие сформировавшиеся к тому моменту художники постсоветского пространства эмигрировали. На сегодняшний день практически все они бесследно растворились в чужой культуре. Но сегодня мы меньше питаем иллюзий относительно светлого будущего в другой стране, но все-таки для творческого процесса международная художественная среда необходима.
Здесь также надо учитывать ситуацию, когда одним из непременных условий возможного успеха на Западе является встроенность художника в отечественную художественную среду. Даже те художники, которые делают ставку на Запад, так или иначе вынуждены сначала определить и занять свое место в казахстанской художественной среде. Произведение искусства - товар особый, маркетинг и реклама которого невозможны без существования художественной среды, которая способствует продвижению на рынке не столько произведения, сколько автора. По мере роста контекстуальной значимости автора в данной среде возрастает рыночная стоимость его работ. Открытие новых галерей, а также частные коллекции придают динамику художественному процессу. В наши дни, в непростой ситуации, нужен не просто интерес к художникам, а творческий подъем в художественной среде.
- Когда в государстве экономический подъем, то художники могут сами держаться на плаву, создавая работы и продавая их, пополняя частные коллекции и галереи, но что делать, если на дворе кризис?
-Творческие союзы функционируют в сфере культуры. И, к сожалению, рассматриваются часто как несущественная часть общественного организма. Но творческие организации создают культурное богатство страны, формируют гражданское общество, которое не может базироваться лишь на политических партиях. Отделения творческих союзов есть по всей стране. Это некая структура, тонкая, но неразрывная, живая человеческая связь, подобно капиллярам пронизывающая, соединяющая, питающая плоть общества.
Творческих людей душат отсутствием денег. Художник работает всю жизнь, а в результате к пенсионному возрасту ему не с чего начислять пенсию. Но надо научиться защищать себя. Если общество лишить творчества, то у страны будущего не будет. Наряду с программой “Культурное наследие” необходимо осуществлять программу “Культурное сохранение и прорыв”. Ведь ни для кого не секрет, что во все эпохи к творческой элите относились особо. Даже когда Александр Македонский совершал свои завоевательные походы и непокорное иноземное население уничтожалось тысячами, никто не трогал архитекторов, поэтов, художников; ибо завтра этот цвет народа должен был создавать новые города и заполнять пространство духовностью и красотой.
Интересно отметить, что в Америке докризисный период сопровождался крутым подъемом творчества американцев во всех областях культуры, усилением международного влияния и всевозрастающей уверенностью Америки в себе. Сегодня американцы готовы признать, что в становлении американской культуры большую роль играла связь с другими культурами и неизбежные при этом заимствования. Нередко они с гордостью подчеркивают преимущества обладания таким множеством разнообразных культурных традиций, как в Америке.
- Что можем предложить мы в ответ на экспрессивный натиск американской культуры? Быть может, проведение большого числа творческих проектов и информированности населения о них не только внутри страны, но и за ее пределами?
- Конечно, необходимо интегрироваться в мировое сообщество, но со своими культурными традициями. Хотя в результате мы все равно получим “гибридизацию” своей культурной продукции. Нужны проекты, пропагандирующие сохранение национального колорита, уникальной народной культуры и национальных традиций. Можно поспорить с уверенными утверждениями, что сегодня наступила воля и свобода, так как вместе с ней пришло и размывание границ национального искусства, вторгается либерально-разрушительный пафос. Сегодня мы наблюдаем не волю, а безразличие. А ведь творчество для общества - это как вода, значения ее не понимаешь и не ценишь до тех пор, пока источник не иссякнет.
- Дана, давайте вернемся к вопросу о поддержке наших художников. Что может поддержать отечественных художников?
- Во-первых, скажем, некий Культурный фонд эффективной поддержки и продвижения художников, призванный поддерживать развитие современного искусства в Казахстане. Абсолютно прозрачный для всех его участников.
Фонд организовывал бы и руководил проектами, которые позволили бы не только выявлять интересных художников, определять основные тенденции художественного процесса, но и закреплять позиции казахстанского современного искусства в мире. Он создал бы площадку, платформу для новых проектов, экспериментов.
Для этой цели нужно создать и поощрительную премию, которая будет способствовать выявлению новых арт-трендов, будет поддерживать проекты известных художников и открывать новые имена.
Во-вторых, можно предложить создать некий “Банк для творцов”. В уставном фонде “Авторского банка” члены творческих союзов могли бы брать ссуды под божеский процент для реализации своих произведений. Через этот банк могла бы проходить и спонсорская помощь.
В связи с этим как раз надо поднять вопрос о внесении дополнений в Закон “О творческих союзах”, в положения о меценатстве или спонсорстве. Во многих странах законами установлено право предпринимателей часть налогов по своему усмотрению передавать на театральные постановки, проведение выставок, фестивалей, издательские проекты, съемки фильмов, сооружение памятников, реставрационные работы...
В-третьих, необходимо вдохнуть новую жизнь в фонды творческих союзов. Надо использовать все лучшее, что было раньше в их деятельности. Привнести стоящий зарубежный опыт. Придать им функции касс взаимопомощи, негосударственных пенсионных фондов. Дальновидные предприниматели в сфере культуры понимают, что, поддерживая эти фонды, они вкладывают деньги в свое будущее. Хотелось бы, чтобы такой позиции придерживались и власти по отношению к будущему страны.
И, наконец, с появлением Международной ассоциации менеджмента культуры и искусств (АIМАС) в мировом культурном сообществе был поставлен вопрос о возникновении нового дисциплинарного направления. Арт-менеджмент, или менеджмент в сфере искусства, который признан наукой третьего тысячелетия. Теория и, к сожалению, чужеземная пока что практика свидетельствуют, что менеджмент составляет неотъемлемую часть того, что мы называем культурой. Сами по себе произведения искусства так и оставались бы шедеврами, похороненными в мастерских их авторов, а потенциальные зрители и слушатели так и жаждали бы что-то увидеть и почувствовать, но тщетно.
Вот и получается, что культура состоит и из шедевров одних великих людей, и усилий других, не менее талантливых лиц, способствующих распространению этих шедевров среди публики. Более того - менеджмент в культуре должен стимулировать интерес к искусству, развивать и просвещать публику, изобретать новые пути и формы реализации культурной продукции.
Благодаря работе профессиональных менеджеров художник может спокойно работать и не забивать себе голову нехудожественными проблемами, а публика всегда знает, как, где и когда она может найти именно то, что ее интересует... |