|
Порхающий почерк
В Центральном выставочном зале открылась очередная, уже третья по счету в этом году персональная выставка Рашида Кульбатырова. Это, однако, совсем не означает, что художник представляет на суд зрителей одни и те же работы, что нередко практикуется, к сожалению, в современной выставочной деятельности. Это происходит, скорее всего, в тех случаях, когда художнику нечего сказать, а презентации своего творчества необходимы в силу каких-то причин. Здесь же другая ситуация.
Рашид находится в замечательной творческой форме. Только за последнее время прошли три его персональные выставки в городах Актау, Атырау, Кызылорде, готовится очередная презентация в Астане. При этом автор представляет новые и новые работы, не разочаровывая своих зрителей. Ведь у него уже сформировался круг поклонников его творчества, который неизменно расширяется. И все это - свидетельство его творческой состоятельности и профессионального мастерства. Очевидно, что в искусстве не всегда количество перерастает в качество. Но у Рашида уже сложилась своя манера, свой стиль, который он развивает, находя для себя новые объекты и темы для вдохновения. Он по своей натуре отличается какой-то особой “живинкой”, чрезмерной активностью и позитивным отношением к миру, что, безусловно, взращивает в нем постоянную потребность в творчестве. Он не из тех, кто предпочитает одинокое бдение в своей мастерской (хотя и это не возбраняется для людей искусства и является порой одной из необходимых составляющих их профессионального роста).
Рашид любит работу с живой натурой, а это предполагает и широкий круг общения. Работает он легко, без напряга, азарт и вдохновение не покидают его. Взаимопонимание в семье только способствует его творческой активности. Более того, и старшая дочь пошла по стопам отца, завершив в этом году свое обучение в стенах Академии искусств имени Т.Жургенова.
Главной и любимой музой творчества Рашида Кульбатырова является акварель. Он постиг ее сложную и едва уловимую природу и теперь с каким-то особым упоением и артистизмом исполняет свои композиции, наполненные особой воздушностью и изяществом. На этот раз он представил композицию “Театр оперы и балета” в монохромной гамме, и от этого произведение в целом только выиграло. Автор сделал акцент на архитектурных формах, выявляя конструктивные особенности здания, но при этом очень мягко и ненавязчиво, как это можно позволить в акварельной технике. Играя одним цветом, художник продемонстрировал свои колористические возможности, где на первый план выходят тончайшие тональные переходы.
Свой особый порхающий почерк Рашид переводит и в масляную живопись, что может показаться невозможным. Но чувство материала не подводит художника. Он не делает это формально, а в соответствии с особенностями той или иной композиции. В картинах “Кош”, “Невесту встречают”, выполненных на фоне узнаваемой природы, трава и высокое небо выписаны с акварельной прозрачностью и подвижностью, придающих особую динамику, эмоциональную приподнятость произведениям. Многофигурная композиция “Восточный город” - тема нередкая в творчестве современных художников - приобретает у Рашида собственную интонацию. Позитивная по своему строю, она не рождает ассоциации некой национальной неполноценности, часто встречающейся в творчестве соотечественников. И это можно понять.
Десятилетия забвения исторического прошлого так или иначе отзываются сегодня в сердцах наших художников. Рашида невозможно упрекнуть в отсутствии философской концепции, хотя он старается не зацикливаться на сложных исторических моментах. Для него предпочтительнее видеть жизнь казахов в оптимистическом ракурсе. Только жизнеутверждающее начало и миролюбие позволили народу сохранить свои прекрасные обычаи и традиции.
Сам родом из аула, он не понаслышке знает эту жизнь и потому его работы пронизаны особой теплотой и любовью.
С таким же энтузиазмом он исполняет городские композиции. Алматы в его восприятии постоянно меняется в зависимости от того, что именно он изображает в данный момент. Это может быть знаковое здание на углу Толе би и Панфилова либо “Кызыл тан”, отмеченные атрибутами архитектуры своего времени. Либо уютный “Старый двор”, где традиция чаепития под раскидистым деревом сегодня может показаться отжившим анахронизмом. Динамику современного города воспроизводит панорама “Проспект Достык” с рядами движущихся машин, вечно спешащих пешеходов. Мы как бы осязаем гул транспорта, особый, свойственный только мегаполису пульсирующий ритм жизни. И тут же “Остановка” - как еще один фрагмент картины города, где из общего потока высвобождается кусочек, как взаимодействие индивидуума с целым конгломератом. Здесь нет философии, здесь есть тонкие психологические нюансы, которые ведомы каждому из нас и потому они трогательно задевают нас за живое.
Да, Рашид не озадачивает себя проблемами Вселенной. Он близок и понятен каждому, кому хочется тепла и уюта, обычных человеческих радостей. И он может это предложить, помножив на собственное мастерство и умение.
Мария Жумагулова |