Второй фестиваль творческой молодежи Казахстана “Талантам покоряются века”, организованный Фондом Первого Президента Республики Казахстан, стал поистине незабываемым событием в жизни страны. Хотя бы по той причине, что благодаря презентации скульптур республиканского пленэра “Национальная идея в скульптуре” сама созидательная идея фестиваля была увековечена монументальными средствами в пространстве прилегающего к зданию фонда парка. Это один из самых впечатляющих проектов фестиваля
Если к тому же вспомнить, что предыдущий симпозиум по скульптуре в Казахстане проводился последний раз... 23 года назад. Плюс многочисленные затянувшиеся скандалы, связанные с интенсивной “монументализацией” образов исторических героев в Астане.
На сей раз задача стояла гораздо скромнее - объявленный конкурс предполагал более прагматичный подход к скульптуре.
Это ландшафтно-парковые композиции, призванные украсить заданное пространство, которые могут быть использованы по возможности и в функциональном плане. Что, собственно говоря, и произошло: один из проектов-победителей представляет собой декоративно-парковый ансамбль, где возлежащая человеческая фигура удачно трансформировалась в удобную скамью.
Всего в результате нелегкого отбора жюри отмечено четыре работы. Выполнены они, учитывая к тому же сжатые сроки реализации замысла, в натуральную величину в непростом материале - граните. Как основное достоинство представленных произведений следует отметить профессиональный подход конкурсантов к пластическому решению скульптуры с учетом специфики садово-парковой композиции, не приемлющей излишней пафосности. Победители конкурса учли особенности материала, не терпящего излишней детализации. Композиции смотрятся достаточно цельно и естественным образом сообразуются с окружающей живой зеленью. В них, соответственно заявленной теме, достигнуто впечатление монументальности, и при этом авторы не забыли об основном предназначении своих работ, близких к жанру малых форм.
С другой стороны, сама заданная идея не предполагает мелкотемья. В данном случае победители пришли к здоровому компромиссу: без легковесности сюжета и нарочитой монументальности создали образы, трогательные своей доступностью и лиризмом. Им удалось избежать натурализма изображения, как приема уже достаточно консервативного и не соответствующего современным реалиям. Идеи молодых авторов достаточно креативны, и их произведения органично вписываются в открытое пространство. Остается только посетовать по поводу неудачного соседства с “ширпотребными”, китайского производства, анималистическими фигурками, сбивающими общее благоприятное впечатление.
Надо отдать должное организаторам такого проекта, не побоявшимся сложностей организационного процесса. В результате город получил замечательный весомый и долговечный подарок. Этот проект приобрел тем большую значимость, что повернул лицом к проблемам развития скульптуры в нашей стране, которая находится в зачаточном состоянии.
Данный вид искусства помимо профессионального мастерства ваятелей требует огромных финансовых вложений в материал, инструментарий. Организация самого технологического процесса перевода замысла в материал предполагает наличие солидных мастерских с полной “экипировкой” современным оборудованием. В противном случае мы имеем такую ситуацию, которая произошла с установкой памятника казахским батырам в Астане. Это же нонсенс, когда воздвигаются памятники с целью увековечить память о героях и событиях и при этом сами памятники не отличаются не только долговечностью, но и элементарной прочностью!
Это одна сторона вопроса. И вторая - художественное состояние скульптуры в нашей стране. Если в развитии живописи, прикладного искусства мы наблюдаем хоть какую-то динамику, то пластические искусства оказались на периферии отечественной культуры по вполне понятным причинам.
В первую очередь, это дорогое и довольно затратное удовольствие, трудоемкое и хлопотное. И только особый энтузиазм и внутренняя приверженность к пластическому самовыражению могут привлечь студентов к обучению скульптуре. В этом виде искусства давно не проводилось конкурсов, симпозиумов, каких-либо групповых художественных проектов, чтобы как-то поддерживать интерес и отслеживать саму художественную ситуацию. Организуемые немногочисленные конкурсы проводятся келейно, за закрытыми дверями, без привлечения маститых специалистов. Да и сама их тематика ограничивается установкой памятников историческим личностям, трактовка которых, как близнецы-братья, не отличается разнообразием.
А между тем сейчас очень благоприятная ситуация для творческого самовыражения скульпторов. Развитое мощное градостроительство, сдача многочисленных культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений, парков и скверов - все это благодатное место для приложения их рук и способностей. Грандиозность созидательного времени, мощь и размах исторических и социальных перемен, наша национальная самоидентичность в русле современной глобализации - разве все это не повод для их реализации в масштабе отечественной монументальной скульптуры?! К таким размышлениям подводит нас презентация скульптуры в Парке Фонда Первого Президента Республики Казахстан.
Мария Жумагулова |