|
Бесконечная интрига Востока
В галерее “Вернисаж Союза художников РК” открылась экспозиция “Восточные мотивы”. Здесь представлены произведения казахстанских художников из фондов галереи. Сама тема не оставляет равнодушными отечественных художников, позволяя им окунуться в собственные истоки, никогда не теряющие своей бесконечной привлекательности. Здесь, наверное, дело в том, что обращение к ним неизменно дает ощущение покоя и душевного комфорта. Что уж точно сложно найти в современной быстротечной, наполненной постоянными гонками и стрессами жизни. Сама созерцательность восточной философии оказалась сегодня чрезвычайно актуальной. И потому нет художника, так или иначе не возвращавшегося к предыстории своего народа. Это своего рода духовная терапия.
А параметры и ракурсы видения восточной темы необычайно широки. Это светского плана работы А.Аканаева и А.Шаржанова. Роскошный павлин первого автора рождает ассоциации с великолепием покоев восточного властелина. Утонченная композиция А.Шаржанова напоминает восточные миниатюры изящной декоративностью, грациозностью силуэтов, сверкающей, как драгоценность, палитрой открытого чистого цвета.
Даже натюрморты не просто констатируют красоту вещного мира, а конкретно адресны, раскрывая сущность менталитета Востока. Выстроенные по горизонтали сосуды Е.Те в соответствии с названием “По шелковому пути” привлекают пряным ароматом экзотических стран. А через натюрморт В. Ким “Этюды семейной жизни” раскрывается иная ипостась Востока с непременно накрытым щедрыми дарами природы дастарханом. В классической же композиции З. Тусиповой, как апелляция к древним традициям, главный акцент - на голубой чаше, шедевре средневековой керамики Тараза.
Восток - понятие растяжимое. Понятие ассимиляции народов родилось далеко не сегодня. А потому и знаковые символы достаточно разноречивы. Графика Т.Асылбекова притягивает образ коня, как непроизвольное проявление сокрытого в нем генетического кода. Правда, способ трактовки тоже по-своему, по-восточному оригинален: рельефно выписанное животное напоминает пластику древнего ахеменидского царства. И в этом случае такой подход не является недостатком, создавая новую пластическую выразительность. Глубоко национально искусство Х.Курбанова, в произведениях которого нет проблемы самоидентификации. Образ его “Дервиша”, к примеру, считывается сразу как визуально, так и по характеру использованных приемов. Его историческая память не перегружена лишней информацией. И как благодарность - адекватный отклик зрителей. Здесь представлены более ранние работы Бапановых. Они, как всегда, воздействуют своей мощной языческой энергетикой. Красная киноварь в гобелене “Мировая гора” создает эмоциональную доминанту воздействия уже прежде детального рассмотрения композиции.
Вот такой Восток - разный, порой неожиданный, но всегда интригующий.
“Переработка” с позиции
Динары Акбузау
В галерее “Тенгри-Умай” состоялся дебют Динары Акбузау. Архитектор по образованию, она серьезно и последовательно занимается живописным творчеством. В Алматы уже давно не было подобных вернисажей, вызывавших столь неподдельный интерес посетителей. Такое живое обсуждение, не предполагавшееся по протоколу, несколько озадачило автора. В первую очередь неоднозначностью высказываний и пожеланий. Хотя на самом деле именно в этом, надо полагать, и состоит изюминка представленной экспозиции. По признанию Динары, у нее накопился уже приличный багаж работ, выполненных в разных техниках, здесь же представлена лишь небольшая часть.
Но дело даже не в количестве. Главное, что у нее есть своя позиция, которая обнаруживается в ее композициях. Здесь предпочтение отдается коллажам, хотя и живописные работы выполнены на хорошем уровне. Автор, безусловно, владеет цветовой палитрой. Ее видение цвета позволяет ей не просто грамотно выстроить красочное пространство, но при этом максимально наполнить его собственным образным содержанием.
Уже в названии выставки “RECYCLING” (“Переработка”) заложена концепция Динары Акбузау. Хотя в русле ее высказываний она не зацикливается на экологическом видении темы. Главный герой ее полотен - современный город со всеми его преимуществами и издержками. Всеобщее засилье эпохи потребительства, сказывающееся во всех сферах нашей жизни и особенно наглядно и очевидно - в городской жизни, не оставляет равнодушным автора. Будучи чувствительной натурой, Динара осознает глобальные негативные последствия этой проблемы. Проблемы экологической не только в физическом и материальном, но и в духовном плане. Вполне логично ее обращение к коллажу, где она в синтезе с живописью использует вырезки из журналов, кусочки обоев и прочие заведомо нехудожественные материалы. И сами эти “обрывки” современных изданий неслучайны, являясь знаковыми приметами времени. Все более приближаясь к видимому комфорту, мы все более отдаляемся от природы. “Меняя все вокруг себя, человек непроизвольно меняет и себя. И эти изменения далеки от истинных человеческих ценностей” - таково мнение автора.
Но ее композиции нельзя рассматривать только в таком ракурсе. Ибо нельзя не осознавать и блага, привносимые современной цивилизацией. Город Динары многозначен, он сияет всеми красками радуги, правда, в этом спектре превалируют люминесцентные цвета как подтверждение искусственности всего нашего окружения, где почти не осталось места ничему живому. Архитектурное образование помогает автору конструктивно скомпоновать городское пространство, создавая ощущение завершенности композиции. Смешение жанров, несколько смутившее наших художников, думается, не следует воспринимать как недостаток. Подобное вполне активно практикуется в современном искусстве. Другое дело, насколько это оправдано с художественной позиции. В любом случае, дебют удался, не оставив равнодушными коллег по цеху.
Мария Жумагулова |