ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Вся жизнь - театр Культура

Мира Мустафина
Завершился сезон в Казахском государственном академическом театре юного зрителя имени Г. Мусрепова премьерой спектакля “Адаскан жулдыз”. Пьеса Нурали Ораза, умная подробная режиссура Балтабая Сейитмамытулы, этапные роли Асета Имангалиева, Ербола Садырбаева и Сании Ерзаткызы - настоящее театральное событие и заслуживает неторопливого повествования

В жаркий летний вечер премьера в ТЮЗе имени Г.Мусрепова прошла при полном аншлаге. На сцену выходили актеры, играя актеров же. А кто-то и не играл вовсе, а словно проецировал авторскую ситуацию и характеры на собственную судьбу, парадоксальным образом исповедуясь через чужой текст. Эта тема - актерство в квадрате - одна из доминант премьерного спектакля. Кстати, поспорить с этой темой может разве что тема безумия (между прочим, тоже творческих личностей). Под занавес сезона тюзовцы собрали новый шквал аплодисментов.
В зрительном зале наблюдалось большое количество “билетной” публики. Впрочем, основную массу составляли люди заинтересованные - артисты, режиссеры, театроведы всех рангов, вездесущие студенты творческих вузов.
В какой-то степени это закономерно: спектакль “Адаскан жулдыз” режиссера Балтабая Сейитмамытулы больше всего понравился даже не просто театралам, а людям, интересующимся современной казахской драматургией. Впрочем, может быть, это и спорное мнение. Потому что спектакль оказался действительно замечательным. И первое, что его отличает, - великолепный, изысканный вкус.
alt
Режиссер Балтабай Сейитмамытулы обратился к этой пьесе, как представляется, именно потому, что чутко слышит время. В его “перечитывании” рождается совершенно новый поворот темы и отношения к ней. “Адаскан жулдыз” - это не просто история уничтожения и отрицания талантливого человека, но тот почти незаметный трагизм обыденной жизни, в котором только одно: “Души у всех несчастные...”
Спектакль рассказывает о судьбе молодого актера, который однажды получил большую роль. Его персонаж - нищий, попрошайка. Тогда актер решил, чтобы быть более убедительным на сцене, работая над этой ролью, нужно некоторое время пожить и пообщаться с нищими в реальной жизни.
Данная ситуация, может, могла стать основой фарсовой комедии, но Нурали Ораз создал философско-психологическую драму, пьеса написана афористично, с блестящим остроумием, полна интеллектуальных парадоксов. В пьесе нет ни правых, ни виноватых. Все персонажи такие, какие есть, какими их сделала жизнь, с первых шагов разделяющая людей на тех, кто может в жизни все, достаточно одного звонка по мобильному телефону, и тех, кто существует внизу, не ведая о творящемся над их головами.
Кстати, оригинальность спектакля видна во всем, начиная с элегантного оформления, типично “вся жизнь - театр”: стены, театральная маска, диван с подушками, переливающиеся иллюминации (художник-постановщик Серикхан Омаров) и заканчивая подбором артистов. Среди них нет ни одного проходного лица - каждый запоминается с первого взгляда. Достаточно пять минут посмотреть на героя, чтобы все про него уяснить.
Например, что заместитель городского акима (Сундет Бектау) - человек эмоциональный и вместе с тем вполне разумный, умеющий, когда надо, уйти в тень, когда надо - дать совет, а когда надо - и проявить агрессивность для пользы дела. А девушка-журналистка (Лиза Серикова) вовсе не так проста - ей не занимать и стервозности, и нежности, и профессионализма. Но больше всего внимания, конечно, привлекает главная пара: красавица-попрошайка (Сания Ерзаткызы) и молодой актер (Асет Имангалиев). Их дуэт напомнил о том, как именно следует играть чувства. Красиво... Но не без греха чрезмерного эстетства. Быть может, вряд ли стоило так изощренно расцвечивать действо, прикрывая психологизм изысканными трюками. Ведь и Сания Ерзаткызы, да и сам Асет Имангалиев в таком прикрытии явно не нуждаются. Ибо чувства в спектакле важнее любых нравственно-этических подтекстов. Главного героя мучают вовсе не вопросы небезупречности окружающего мира и людей. Он взрослый, мужественный, талантливый, но немало повидавший и переживший человек, полюбил нищенку с мальчишеским пылом, для него эта любовь важнее всего на свете. И оттого он боится показаться смешным и нелепым, по своему простодушию не понимает, какое страшное коварство его ждет впереди... Поэтому все обрушившиеся на него обстоятельства переживает с необычайной остротой.
alt
В центре зрительского внимания постоянно остается главный герой, мощно и глубоко сыгранный Асетом Имангалиевым. Этот актер, с его положительным обаянием, искренностью, теплотой - настоящая находка для главной роли в этом спектакле. Он сочетает в себе почти ребяческую естественность, радостную открытость жизни с неустанным стремлением “дойти до самой сути”. Он - актер. Романтик. Философ, выстраивающий новую этику, - вот сколько всего намешано в главном герое! Кажется, что фактурный Асет Имангалиев руководствуется исключительно природой, а не режиссерскими указаниями и даже не текстом пьесы.
При всей бережности по отношению к первоисточнику режиссер переставил все акценты написанной Нурали Оразом истории, сделав спектакль прежде всего социальным. А потом стоит вопрос о любви взаимной, ибо и нищенка от всего сердца полюбила актера, но что-то мешает ей отдаться этой любви - может, социальное неравенство, а может, и неуверенность в себе. Ее неприступность, холодность, причем не напускная, а искренняя, в сочетании с нешуточным пылом души - трагедия не меньшая, чем переживания главного героя, чей талант, увы, не оценили.
Когда они смотрят друг на друга, оба подобны каменным изваяниям, а в глазах пламя, способное испепелить мир, зал замирает, словно в ожидании взрыва. Его не происходит. Все переживания останутся в душах героев, разрушая их изнутри. Страсти растворятся в декорациях, а точнее, в театральной маске, герои задрапируют изломанные души в непроницаемую маску и пойдут нести свое одиночество дальше, за пределы спектакля.
На сцене нет ни навороченной пластики, ни безумных режиссерских приемов, ни сценографических излишеств - только диалоги. Спектакль очень музыкальный. И даже полузабытое ныне пристальное внимание к слову, как к главному выразительному средству, доказало свое право на власть. Особенно, если это внимание сочетается на сцене с хорошим вкусом и высокими требованиями творческих людей к самим себе.
В пьесе Нурали Ораза сюжет строится причудливо, разговоры прерываются, а возобновляются уже на другом этапе развития действия. Актерам удается мгновенно перестроиться так, что зритель сразу понимает - совершен скачок во времени и пространстве.
Например, почтенный актер (Кадыргазы Куандыков), уверенный в себе, крепко стоящий на ногах, он умеет решать деловые вопросы, остается сделать только один звонок, связываясь с влиятельными людьми по мобильному телефону. Кадыргазы Куандыкову удается ярко и достоверно сыграть крайние, контрастные состояния своего героя - почтенного актера. Посредством театра, конечно, можно набить кошелек, снискать легкий успех и почивать на лаврах, а можно видеть в нем явление высшего порядка, способное менять жизнь людей и в лучшую, разумеется, сторону. Пример тому - герой Асета Имангалиева.
alt
А режиссер в исполнении Ербола Садырбаева - фигура трагикомическая, нелепая в своих поступках. Пусть в финале режиссер прокричит в зал горький монолог об “успехе любой ценой”, из последних сил удерживая в голосе нотки горького разочарования.
Но эта видимая часть сценической истории - лишь верхний пласт.
Балтабай Сейитмамытулы способен не только делать спектакли, он пытается поставить диагноз или вывести новую психологическую формулу: что есть актер? И не абстрактно, а сквозь призму жизни многих поколений артистов театра. Мораль, впрочем, проста и не слишком приглядна: увы, эта карикатурная маска с размалеванным плачущим лицом - тот бывший актер, которого мы так любили, а теперь не узнаем близко. Такова жизнь. Утешает одно: все же есть люди, способные подняться над околотеатральной шелухой. Драматург Нурали Ораз, режиссер Балтабай Сейитмамытулы из их числа.
У спектакля - цепная структура, в которой сюжеты перетекают из одного в другой по строгой логике, когда всякий начинает сопереживать происходящему на сцене.
Здесь особая атмосфера: актеры играют самих себя в скупой и жесткой манере, твердо, как на войне, шагая по сюжету. В финале все персонажи умолкают, в безнадежно горестной позе режиссер замирает, как на корабле, навсегда бросившем якорь...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение