|
С позиции сегодняшнего дня
В Алматы прошел второй фестиваль творческой молодежи, организованный Фондом первого президента Республики Казахстан “Талантам покоряются века”. В его рамках работало несколько площадок.
Живопись представлена главным образом дипломными работами выпускников и молодых преподавателей Академии искусств имени Т.Жургенова и художественного колледжа имени О.Тансыкбаева. Вполне понятно, что в них были максимально вложены творческие усилия без пяти минут профессиональных художников. Также просматривается умелое наставничество преподавателей, щедро поделившихся со своими воспитанниками секретами мастерства.
По сравнению с весенней экспозицией здесь ощущается свежее дыхание, более свободное отношение к теме, использование национального наследия в новом ракурсе в соответствии с эстетикой сегодняшнего дня.
Впечатляет, что гобелен становится одним из ведущих видов искусства в Академии и колледже. Вопрос об освоении технологий, похоже, давно уже не ставится. Отсюда акцент на образности композиции, при этом не просто не нарушая специфику гобелена, а в процессе работы используя и изобретая новые приемы, позволяющие наиболее выигрышно раскрыть тему.
Студентам есть у кого поучиться. Стильно смотрятся гобелены М.Ф.Муканова при минимализме использованных средств, кстати, одним из ведущих принципов современного дизайна. Неразрывная связь с истоками культуры не подается в лоб, а как бы опосредованно и потому воспринимается особо убедительно. Глобальная тема вечности трактуется через символический круг, выполненный в сложном спектральном решении с намеком на неоднозначность путей развития человечества и его окружения. Здесь удачно использован прием казахского ткачества - “ала курт” (пестрая линия), несущая философскую и декоративную нагрузку.
Выразительна композиция дипломницы К.Алшоразовой, решенной как горизонтальное панно с подчеркнутой графичностью силуэтов и лапидарностью цветового решения. “Метаморфозы природы” Д.Садвакасовой притягательны метаморфозами изобразительных и абстрактных форм, вполне уместных в современных реалиях.
Богатая фактура, создающая иллюзию колыхающихся форм движущегося каравана, воспроизведена в композиции с также многозначным смыслом “Акбота тауы” Ж.Кульбатыровой. Сама казахская народная философия, обладающая многогранностью толкований, притч, намеков, иносказательностью, удивительным образом проникла в визуальную структуру изобразительного искусства и оказалась довольно органичной в арсенале художников.
Относительно же батика можно отметить профессиональное владение технологиями, но несколько банальное решение темы. И в этом смысле как пример относительно новаторского подхода - композиция Е.Кин, отмеченная попыткой конструктивного подхода к форме.
Собственно живопись продолжает развивать сюжетно-жанровую линию с ностальгирующей интонацией по безвозвратно уходящему национальному укладу жизни с его чистотой и непосредственностью. Драматическая нота в серии картин “Мотивы родной земли” А.Аубакир трогает глубинностью размышлений молодой художницы. В ее полотнах события отсутствуют, как таковые, но отдельные красноречивые детали задевают душу зрителей. Монохромность решения композиций усиливает состояние напряженности.
Динамичный стиль живописи профессора К.Т.Тельжанова откликается в многофигурных композициях его учеников. В формате сегодняшнего дня заданы произведения Ш.Курманбековой. Представленные работы в технике витража и мозаики свидетельствуют о возможностях художников в сфере монументального искусства и их гармоничного сочетания с современной архитектурой.
Фотоклуб “ZERKALO”, второй год участвующий в фестивале, свое признание в любви к родному Казахстану выразил впечатляющим разнообразием тем и различными способами их воплощения. Это и неповторимые пейзажные зарисовки, запечатлевшие уникальные объекты природы, порой просто недоступные для обычного обозрения. Либо снятые в неожиданном ракурсе, создающие при этом новую реальность. Либо собственная обработка автора или снайперское попадание в существующую действительность, которая таковою не воспринимается.
Насколько важна, оказывается, авторская интерпретация, далекая от простого механического нажатия на кнопку. Художественную выразительность работы “В песках” М.Беловой трудно переоценить. У каждого фотографа отметилась своя индивидуальная стезя с проникновенным вхождением в создаваемый образ. Здесь и портрет-типаж упомянутого автора; пронзительные по своему воздействию психологические работы Ф.Евменова (“Одиночество”, “Передышка”); футуристический прием В.Оразбаева (“Купол неба над водной гладью”); красноречивая фрагментарность композиции Д.Расулева (“Любовь”); исторические реминисценции Н.Сартисон (“Шаман”, “Осенняя алматинка”); неожиданный ракурс А.Терещенкова (“Алматинский цирк”, “Символ”); выходящие за рамки констатации бытовых сюжетов работы А.Фаткулиной (“Водопой”, “Охота с балобаном”, “Так и живем”); закадровая хроника К.Нур...
Молодые художники и фотографы объединились в очередной раз, чтобы высказать свою позицию о сегодняшнем дне, о своем восприятии родной страны. Главное, что всех объединяет, - позитивный настрой и любовь к своей земле без ложного пафоса и преувеличений, без надуманного скепсиса и разочарований.
Интенсивность проектов, проводимых Фондом первого президента, не дает расслабляться молодым художникам и фотографам, стимулируя их к новым поискам и свершениям. И только остается сожалеть, что по каким-то причинам к этой замечательной акции не оказалась привлеченной творческая молодежь из остальных регионов страны.
Мария Жумагулова |