|
Мира Мустафина
Под таким названием в столице развернулся Фестиваль кочевой цивилизации, который с размахом прошел на прошлой неделе
Главная цель фестиваля “Тысячелетия вокруг Астаны” - показать быт древних номадов и привить уважение к истокам национальной казахской культуры. Для этого столичный парк на три дня превратился в копию старого городища Бозок, располагавшегося в свое время на месте современной Астаны.
Фестиваль украсил соответствующий кочевой антураж - все пространство парка разбито на аулы, установлено 53 юрты.
Программа фестиваля была построена таким образом, чтобы каждый участник мог окунуться в другую эпоху. Организаторы постарались на славу: все дни фестиваля были насыщены интересными мероприятиями.
Первый день фестиваля запомнился шуточным конкурсом “Мешкей” - это конкурс обжор. Трое участников пытались на скорость съесть целого барана! Поверьте, испытание не для слабонервных, и, кстати, участвовали в нем только гурманы-“профессионалы”.
Впрочем, сюрпризов было много. Один из них: работы ремесленников из Кыргызстана, Азербайджана, Якутии, Татарстана, Тувы и Алтая.
Город ремесленников на фестивале напоминал большой восточный базар. “Мы пригласили ремесленников, чтобы они могли выставить и, возможно, продать то, что сделали своими руками. Прикладное искусство всегда было очень востребованным в подобных населенных пунктах...” - говорит художественный руководитель Фестиваля кочевых цивилизаций Галым Доскен.
Известно, что супруга Николая I Александра Федоровна высоко ценила подарок оренбургских мастериц - удивительно тонкий платок, который можно было уложить в скорлупу от гусиного яйца или пропустить через кольцо. Промокнув до нитки под грибным дождем, мы захотели накинуть на озябшие плечи ажурную “паутинку” и почувствовать тепло, согревающее не только тело, но и душу. И, естественно, сразу же направились к стенду оренбургских мастериц.
Мушида Тажинова и ее сын Алимхан точно знают, что не каждый узор можно связать на фабричном станке. Они считают: чтобы промысел выжил, он должен быть и государственным, и индивидуальным. Именно так поставлено дело у наших соседей в Оренбурге. Но при этом есть и проблема: “Много подделок даже на подобных фестивалях. Скажем, цветные платки не бывают оренбургскими”. Об этом рассказал Алимхан Тажинов. Молодой человек вяжет крючком потрясающие шали.
“Решил я как-то научиться вязать. Крючком. Ну а что в этом такого? Прикольно было подруге подарить шапку для катания на сноуборде, связанную своими грубыми руками. А потом я понял, что это медитативное занятие, когда часы пролетают незаметно”, - рассказывает Алимхан. Вот так день за днем, от шапочки для любимой до сложных по узору женских шалей, он пристрастился к этому занятию. Сначала это было хобби, где-то даже баловство, а теперь это увлечение и кормит его семью.
Однажды в поезде с Алимханом произошел удивительный случай: чтобы дорога стала намного веселее, молодой человек вытащил из сумки крючок и стал вязать. Он, конечно, ожидал какой-то реакции от окружающих, наблюдающих за этим занятием 28-летнего симпатичного человека, но удар пришел с неожиданной стороны. В коридоре двое атлетически сложенных мужчин громко выясняли отношения и начали на соответствующем диалекте рассказывать события из жизни братвы. “Бритые, с семками - классика. И вот один из них заглядывает в купе, где я сижу и спокойно довязываю шаль, смотрит с интересом. А я в это время расстраиваюсь, что нитка толстая - не под размер крючка - и петли приходится вытягивать... Через полчаса один из тех же бритых снова заглядывает в мое купе и так вежливо мне говорит: “Слышь, брат... Тебе бы крючок не три с половиной, а четверочку - ну что ты так мучаешься...” Я и мои спутники были в шоке. Минут десять молча ехали, не могли прийти в себя!”
Большой успех имел на фестивале мастер-класс ремесленников, расписывающих кожаные браслеты. Здесь можно было написать свое имя, или разрисовать любой понравившийся ремешок специальными красками под чутким руководством знающих свое дело людей.
“От желающих учиться у нас нет отбоя, - улыбаясь, говорит мастер по кожаным изделиям Габит Курымбаев. - И что удивительно, особенно нравится это дело молодым мужчинам и детям. Причем именно у мужчин получается просто замечательно. Вот тут папа один с дочкой пришел, так дочка отказалась свое имя выводить на браслете, а папу полчаса не могли оттащить от нашего прилавка! Видимо, не хватает нашим мужчинам настоящего дела”.
Узбекские ремесленники привезли изделия из керамической глины - забавные фигурки, раскрашенные в национальные цвета, веселые верблюды и поразительные шахматы.
Ремесленник Абдусалом из Ферганской долины впервые в Астане. Он искренне не мог прийти в себя от наплыва покупателей и просто ценителей его мастерства.
А на главной сценической площадке фестиваля, стилизованной под ханский шатер, в течение трех дней проходили вечера традиционной песни и народного танца, а также вечер эпоса “Ер Таргын” и конкурс айтысов. Участники фестиваля представили многочисленным зрителям юмористическую программу, этнозарисовку фольклорного ансамбля “Сазген сазы”, программу эпической музыки “Жыр-термелер”, выступление этногруппы “Коныр”.
В Кумысном центре можно было узнать все о национальном напитке, попробовать блюда национальной казахской кухни и приобрести сувенир на память. Здесь же продавались турсуки - сосуды из сыромятной кожи для хранения кумыса и шубата.
“Безусловно, фестиваль уже имеет свою аудиторию и постоянно ее увеличивает, в прошлом году, допустим, к нам пришли более 40 тысяч...” - отметил художественный руководитель Фестиваля кочевых цивилизаций Галым Доскен.
И, кстати, впервые в Казахстане со сцены фестиваля “Тысячелетия вокруг Астаны” стали исполняться эпосы. И не случайно, ведь все исторические события в степи раньше слагались в эпос, который потом передавался из уст в уста.
Параллельно здесь проходил Фестиваль тюркской музыки, который не имеет в мире аналогов, на него собираются музыканты всех народностей - от Турции до Якутии. Звучала традиционная казахская музыка, публика познакомилась с магическими шаманскими песнопениями, виртуозными композициями для хомуса (шан-кобыза), эпическими жанрами Южной Сибири и Средней Азии, музыкой для различных инструментов, лирическими песнями. Приехала на фестиваль и Василиса Мыреева, импровизатор на комузе из Республики Саха (Якутия). “В Казахстане я чувствую себя как дома - настолько схожи наши языки. Город у вас замечательный! И люди очень добрые. Всем жителям республики желаю мира и благоденствия”, - сказала Василиса. Отечественных кюйши на фестивале традиционно представляет большая группа музыкантов разных возрастов со всех уголков Казахстана. И в этот раз они продемонстрировали обе школы игры на домбре - шертпе и токпе. Домбристы, начиная с самого старшего исполнителя Даулетбека Садуакасова и заканчивая самым младшим - четвероклассником из Алматы Бекзатом Керимбаевым, показали высокий класс игры. В эти дни звучали кюи Абыла, Нурыма, Сугура, Капеза, Кенена, Абди и Жамбыла...
Алматы - Астана - Алматы |