|
Василина Воркова
Полвека своей жизни, весь свой талант, накопленный опыт и энергию первая женщина-кинорежиссер советского Востока Дарига Тналина отдала развитию отечественного кинематографа.
Недавно с большим успехом прошла презентация ее книги “Черно-белое кино”, в которой она поведала о своей жизни, годах учебы и о том, как снималось кино. Она с радостью дала интервью нашей газете
- Дарига Байжумановна, расскажите о Вашей книге.
- Книга была написана за 4 года. Сначала весь текст был поэтапно записан на диктофон, а затем известный журналист, поэтесса Любовь Шашкова литературно обработала материал. Я прямо говорила о недостатках: рассказывала о конфликтах того времени, о том, почему в Казахстане нет настоящего кино и долгое время еще не будет...
- Расскажите о самом начале Вашего творческого пути - о годах учебы.
- Я росла в интеллигентной семье старшей сестры Загфи, где читали стихи выдающиеся поэты, где обсуждались премьеры в театрах, новые книги, газетные публикации. И после седьмого класса я решила поступить в театрально-художественное училище, решив стать актрисой.
Но когда я закончила училище, мою сестру Загфи вместе с мужем репрессировали: ее отправили с этапом, не дав нам даже проститься, а мужа расстреляли.
В слезах я бродила по городу, пока вдруг не увидела объявление о том, что Московский институт кинематографии принимает местное население на актерское отделение. Я дождалась приемной комиссии и... прошла - меня приняли. В начале 1939 года я уехала учиться в Москву.
На первом курсе института меня утвердили на роль Тин-Тин, девушки замкнутой, грустной, диковатой, в фильме Марка Донского “Романтики”. При съемках было использовано много шкур, собачьи упряжки. Когда мы решили ехать на съемки в Мурманск, началась война, вся съемочная группа разъехалась, и картина осталась незавершенной.
При мне снималась “Молодая гвардия”. Вместе со мной учились молодой, деревенского вида парень Тихонов, несколько заносчивый Бондарчук и первая его жена Инна Макарова, очень талантливая, Воденицкая, которая играла Зою Космодемьянскую.
Многие из тех, кто потом снялся в “Молодой гвардии”, учились у Сергея Герасимова. В 41-42 годах нас - студентов - не выпускали из Москвы. Мы даже обезвреживали неразорвавшиеся бомбы, помещая их в воду. В любую минуту она могла взорваться, но судьба меня сохранила. В годы войны наша жизнь проходила в бомбоубежище: Москву бомбили каждые двадцать минут.
Преподавателем, готовившим казахскую группу, в которую входили Амина Умурзакова, Гульжахан Галиева, Зоя Таджидинова и другие, впоследствии известные люди, был Григорий Рошаль. Мы занимались по 5 часов, потом участвовали в съемках до позднего вечера.
Затем я поступила на режиссерский факультет. На нашем курсе было 48 мужчин, и только я одна - женщина. Но скидок на пол не делали: учеба была очень напряженная. Вместе со мной учились Мукан Тулебаев и Газиз Дугашев.
- Какие из Ваших фильмов занимают особое место в сердце?
- Мне очень нравятся “Салтанат”, “Особое поручение”, “Далеко в горах”, который я снимала два с половиной месяца по методу Феллини. Эти фильмы были сняты в России, в Кыргызстане и Туркменистане.
- Что значит быть режиссером?
- Режиссер - это хозяин картины, это человек, который отвечает за весь фильм. Режиссер - это не адвокат, а прокурор. Его работа очень трудна. Представьте, что вы копаете колодец иголкой. Он заставляет актеров по-настоящему плакать, смеяться, переживать трагедию, по-настоящему жить. Это не театр. Кино любит по-настоящему натуральные вещи.
Один режиссер создает картину, собирает свою группу, в которую входят операторы, художники, ассистенты, костюмеры, актеры. Все под его руководством. Вопрос в том, сможет он сделать фильм или нет.
Досье “НП”
Дарига Тналина прошла долгий творческий путь. В 1939 году Дарига Тналина, выпускница Алма-Атинского театрально-художественного училища, поступила на актерское отделение ВГИКа, ее сокурсниками были Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Нонна Мордюкова, Инна Макарова. В 1940 году снялась в фильме Марка Донского “Романтики”. В годы войны работала в Алма-Ате в знаменитом ЦОКСе, преподавала в киношколе, именно ей довелось возвращать к жизни картины “Ботагоз”, “Девушка-джигит” и “Земля отцов”. Когда ЦОКС начинал съемки фильма “Песни Абая”, на роль Еркежан (молодой жены поэта) Тналину утвердил сам Мухтар Ауэзов.
В 1949 году Дарига Тналина поступила на режиссерское отделение ВГИКа и стала ученицей Александра Довженко. Он лично вручил ей диплом и назвал ее “первой женщиной-кинорежиссером Советского Востока”. 22 года Тналина проработала на “Мосфильме”, участвовала в международных и московских кинофестивалях. Ее знала вся страна, она снимала фильмы “Салтанат” в Киргизии, “Особое поручение” в Туркмении, “Илья Муромец” в России и Украине, “Далеко в горах” в Казахстане.
Ее творческие удачи отмечал Иван Пырьев, ее принимали в своем доме Тамара Макарова и Сергей Герасимов, ей целовали руку Феллини и Ив Монтан, она сидела за одним столом с Мао Дзэдуном и Ахмедом Сукарно, беседовала с Леонидом Брежневым. Она участвовала в московских и многих зарубежных кинофестивалях, объехав полмира.
С 1964 года Дарига Тналина работала режиссером киностудии “Казахфильм”, снимала художественные и документальные ленты, стала непревзойденным мастером дубляжа. |