ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Арт-обзор Культура

Мария Жумагулова
Как часть истории
В преддверии юбилея Астаны в Центральном выставочном зале открылась выставка произведений казахских художников “В потоке истории” из фондов Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева. Она представляет собой ретроспекцию отечественной живописи второй половины ХХ века, времени значимого в историческом аспекте для Казахской ССР, а затем и для нового независимого Казахстана.
Наши художники не сидели в своих мастерских, а были очевидцами, а порой и участниками грандиозных преобразований в стране.
Идеология и их личная активная жизненная позиция способствовали тому, чтобы запечатлеть происходящие глобальные изменения в сфере экономики. Энтузиазм, так присущий советским людям, не оставил в стороне и работников кисти. С этюдниками за плечами они побывали практически везде, где кипел созидательный труд, ставший основой сегодняшнего экономического развития страны. Целина и ударные стройки, заводы, шахты и фабрики, полевые станы и животноводческие хозяйства, погранзаставы - все это места дислокации казахстанских художников.
Индустриальная тема стала знаковой для второй половины ХХ века, в передаче которой направление так называемого “сурового реализма” оказалось как нельзя уместным. Сегодня, когда приходит момент объективной оценки и осмысления советского искусства, постепенно отходит предвзятое отношение к нему, и в самом деле грешившему порой излишней заиделогизированностью, ложной патетикой и тенденциозностью. В лучших же произведениях этого периода, отмеченных искренним посылом авторов, наблюдается проникновенное, романтичное отношение к изображаемым событиям, высокая нота эмоционального звучания и адекватный уровень художественного воплощения.
Индустриальные объекты, тема освоения космоса, представлявшегося высшим достижением современной цивилизации, благодаря талантливой трактовке живописцев выходят за рамки элементарной констатации факта, а становятся отправной точкой для их творческого самовыражения. Ведь техногенные объекты изображения не отличались особым разнообразием. А вдохнуть в эти стальные магистрали, дымовые трубы, горячие цеха калейдоскоп чувств и арсенал неповторимых выразительных средств - показатель мастерства наших художников. Чрезвычайно популярен жанр портрета, запечатлевший образы простых тружеников - чабанов и земледельцев, рыбаков, металлургов и шахтеров... Это не просто портрет конкретного человека, передача индивидуальности которого важна для художника. Но вместе с тем социальный типаж со всеми непременно узнаваемыми составляющими (как принято говорить сейчас) имиджа профессии.
В полотнах Н.Крутильникова, К.Тельжанова, М.Калимова, С.Аитбаева, А.Школьного предстают люди труда с крепким внутренним стержнем, неподвластные сомнениям и комплексам. Зачастую это портреты внушительных размеров, как бы визуально подчеркивающие их социальную и человеческую значимость.
Есть среди них и образы лирического плана, в которых проникновенно раскрываются потаенные мысли и чувства моделей. Обоснованным пафосом отличается портрет Олжаса Сулейменова кисти А. Аканаева из триптиха “Поэма о бессмертии”, просто наполненный дыханием свободы, оказавшейся непредсказуемо кратковременной. Широк диапазон формальных средств, используемых художниками, демонстрирующий неповторимость их стилистической манеры. К примеру, живописный почерк К.Тельжанова в прекрасных портретах жителей Боз-Арала с присущей только ему особой динамичностью мазка. Просто дымящиеся трубы в гениальной подаче Ж.Шарденова эстетически совершенны и “по-шарденовски” экспрессивны. Обращение к индустриальной теме часто дает повод художникам для конструктивных архитектоничных решений, подкрепленных соответствующим способом живописной трактовки. Возвышенный строй полотен отличает К.Муллашева, А.Степанова, по-женски просветленную и тонкую образную систему А.Галимбаевой, суровую пластику А.Школьного, первые проблески наступающего нового искусства - “знаковой” живописи А.Сыдыханова.
Художники, владеющие профессиональной школой мастерства, стремились при существующей, к сожалению, заданности темы проявлять собственное отношение к происходящим событиям с использованием и собственных способов выражения. Лирико-романтический строй произведений сменяется монументальным пафосом, состояние покоя и величавости природных панорам - напряженностью и экспрессией, легкость восприятия - философскими размышлениями. Композиции социального плана с протестными настроениями тоже встречаются, но довольно редко. Доминирующим является состояние ликования и позитивного восприятия существующей действительности. Это искренние порывы наших художников, предопределенные их внутренним видением. Они и воспринимали жизнь часто со светлой стороны, не вдаваясь в конфликтность и противоречивость существующей системы. И их можно понять. После лишений войны и послевоенного периода жизнь стала налаживаться, давая гарантированные государством условия для проживания. Это поколение не отличалось особой притязательностью.
Художники имели возможность творить. Им выделялись мастерские. Государство заботилось о профессиональном образовании, действующие в различных точках страны дома художников способствовали повышению художественного мастерства, творческому обмену. Миссию современных продюсеров также заменяло государство, что позволяло художникам не думать о хлебе насущном (существовал госзаказ, говоря современным языком) на художественную продукцию через действующие художественные фонды.
Обзор выставки действительно дает ощущение потока истории, где время спрессовано и многозначно, вмещая в себя так много событий и фактов, отраженных наблюдательным взглядом художников.
Амир Джадайбаев, искусствовед: “Казахские художники были не только свидетелями судьбоносных преобразований, происходящих вокруг, но и их активными участниками. В своих полотнах они пытались запечатлеть сам пульс времени, зафиксировать наиболее важные и значимые для страны события. Все произведения, представленные в экспозиции, очень индивидуальны и выразительны по своему художественному воплощению, но в то же время они объединены идеей созидания, трепетного и восторженного отношения к жизни”.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение