|
Мир, сотканный из лоскутов
Галерея “Тенгри Умай” представляет юбилейную выставку члена Творческого союза художников России и Международной ассоциации художников Веры Щербаковой “Игры в тряпочки”. Несмотря на несколько легкомысленное название, экспозиция производит впечатление основательностью концепции и виртуозностью мастерства автора. Кто бы мог подумать, что из каких-то лоскутков (продукта отходов производства) можно “выкраивать” серьезные философские идеи, ложащиеся на душу зрителей.
На выставке элемент рассматривания приобретает первостепенное значение, ибо в этом процессе постепенно раскрываются сокровенные мысли художницы, бесконечные секреты мастерства. Хотя можно с сарказмом вопрошать, какие это тайны могут быть в лоскутной технике, которой владели в совершенстве обычные безграмотные крестьянки?! И тут первостепенное значение приобретает не “что” делать, а “как”. Вера довела обычное ремесло до уровня высокого профессионального искусства.
Длинная поперечная полоса, составленная из продольных лоскутов разного цвета, фактуры демонстрирует “дорогу нашей жизни” и в самом деле далеко не однозначную и ценимую нами неповторимостью всякого прожитого этапа. Художница каждую тему обыгрывает, что называется, со всех сторон, где каждая деталь несет предполагаемый автором смысл, а приемы обработки материала создают бесконечные сюжетные и формальные вариации. Она вышла за рамки прикладного назначения пэчворка, наделяя его то свойствами трехмерной композиции (это ее личное ноу-хау), то станковой живописи и графики. Однако не в чистом виде, а остроумно внедряя созвучные ее замыслу компоненты. Так, “Чудо-остров” - объемно-пространственная композиция - стала удачным акцентом в интерьере отеля. А работа “Снег, февраль, Алмаз-Ата” своей предельной лаконичностью довлеет к графическому произведению, обогащенному рукотворностью исполнения.
Здесь прослеживаются и интеллектуальные предпочтения художницы, выявляя парадоксальность сочетания прозаической техники с полетом ее мысли. И здесь лоскут лоскуту рознь. Вера далеко не ограничивается только приемом их подбора друг к другу, как это обычно принято, а насыщает их собственной обработкой. Это машинная и ручная вышивка, элементы коллажа, инкрустация стразами и другими материалами, объемность деталей, окантовка... - неистощимость приемов соответствует многозначности художественных впечатлений. И в этом нет ничего случайного. “Письмам Монтескье” соответствует и соответствующая стилистика исполнения, отсылая нас к галантному веку. “Липовая аллея” - ультрасовременная композиция с дизайнерским решением. Свойственная фольклору яркость и красочность просматривается в работе о рыбах и птицах. Убедительно воспроизводится обнаженность человеческого тела в лоскутной интерпретации произведения Пикассо “Трое на траве”. Работы, безусловно, трудоемкие по исполнению, но при этом явственно ощущается созидательный и позитивный азарт художницы.
Экскурс в историю
В художественном салоне “Онер” представлена выставка художника Есена Садырбаева. Она представлена практически одним жанром - историко-бытовой композицией. Это еще одно свидетельство того, что художник попал в струю общего течения в искусстве республики, наметившегося на рубеже столетий. Комплекс неполноценности, ставший свойственным нашим соотечественникам в советскую пору, когда по принципу умолчания никак не проговаривалось наше историческое прошлое, и послужил поводом для попыток конструирования национальной идентичности.
Есен Садырбаев подходит с основательностью к вопросу реставрации отдельных аспектов истории. В сфере его художественных интересов - история Шелкового пути, развития средневековых городов с их караван-сараями, шумными базарами, национальными празднествами, ритуалами и обрядами. Это реальная жизнь, бурлившая на территории средневековой Алматы, которая по каким-то причинам замерла на какое-то время, чтобы восстать через определенное время в новом качестве.
Для художника важна объективность воссоздания той исторической атмосферы, когда народы, населявшие эти земли и прибывавшие сюда со своими товарами, представляли собой пеструю разноликую этническую картину. Для достижения убедительности автор проделал большую предварительную работу - объездил восточные города Казахстана, Средней Азии, где через объектив фотоаппарата фиксировал редкие теперь уже сцены этнографического быта, “отслеживал” важных для него колоритных персонажей, близких к искомому восточному типажу, отыскивал знаковые детали народного ремесла.
В результате он создал сложные многофигурные композиции с притягательным экзотическим налетом. Ему вполне удается передача типичного южного пейзажа с ощутимым палящим зноем, густым тяжелым маревом, исходящим от нагретого песка, силуэтами восточных храмов, караван-сараев, дувалов, глиняных мазанок... Зритель как бы воочию слышит гул разноголосой толпы, с азартом скупающей или продающей диковинные восточные товары - ковры, пряности и сладости, рукотворную посуду и украшения... Здесь же вездесущая детвора, диалоги умудренных старцев, праздных зевак, силуэты утомленных длительной дорогой животных - коней и верблюдов, известных своей выносливостью осликов. И такой “многонаселенности” картин не мешает и тщательная проработка всевозможных деталей, характеризующих эпоху.
Есен с особым пристрастием изображает лошадей во многих ипостасях, что выдает его генетическую предопределенность. В его трактовке - это и прекрасный скакун в богатом убранстве, с великолепным султаном, венчающим его статную голову. Боевой конь - незаменимый помощник в схватках для своего воинственного хозяина, конь - труженик на джайляу, конь - соавтор охотничьей добычи и конь - победитель национальных скачек. Художник владеет мастерством реалистической передачи любого объекта, ибо постоянно занят задачей трансформирования истории в предметно-осязаемую, достоверную форму. И это у него неплохо получается.
Мария Жумагулова |