|
Мира Мустафина
Министерство культуры и Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая стали инициаторами и организаторами Международного фестиваля оперного и балетного искусства. Фестиваль состоялся в Алматы на прошлой неделе. Ведущие солисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Рима, Берлина выступили перед алматинцами в таких великих классических сюжетах, как “Лебединое озеро”, “Жизель”, “Пиковая дама”, “Богема”...
В Европе число музыкальных фестивалей давно перевалило за полтысячи. Даже самые маленькие города, имеющие какой-нибудь исторический или архитектурный памятник, стараются устраивать там концерты классической музыки. Меломаны, знающие расписание всех европейских фестивалей, кочуют летом из города в город.
Нам до Европы, конечно, далеко, но первые шаги в этом направлении наиболее дальновидные продюсеры делают. К ним, бесспорно, относится генеральный директор Государственного академического театра оперы и балета имени Абая заслуженный деятель Республики Казахстан Куаныш Уразгалиев.
Естественно, Международный фестиваль оперного и балетного искусства появился не на пустом месте. Долгие годы в театре проводились фестивали мастеров искусств: в Алматы часто приезжают артисты из дружественных стран, и театр с удовольствием предоставляет им сцену. Однако это происходит от случая к случаю, без определенной периодичности. И вот Куанышу Уразгалиеву первому пришла идея создать фестиваль, посвященный оперному и балетному искусству.
Музыкальный проект получился насыщенным. Ведь классическое наследие неисчерпаемо, и даже внутри одной и той же постановки могут происходить разительные изменения в зависимости от того, кто из артистов исполняет ведущие партии. Так, оперу Петра Чайковского “Пиковая дама” дирижировал приглашенный маэстро из Санкт-Петербурга заслуженный артист России Андрей Аниханов.
Он приехал с группой исполнителей, и сыгранный “творческий десант” показывал нам удивительный оперный спектакль. В этот вечер на сцене ведущие партии знаменитой оперы исполнили народный артист РФ солист Мариинского театра Виктор Черноморцев и народная артистка Украины Татьяна Анисимова.
Алматинцы получили представление о творческих возможностях не только солистов Большого и Мариинского театров. Они познакомились с солистами из Германии и Италии. Важно и другое. Фестиваль заставил любителей оперы и балета по-новому взглянуть и на собственных солистов! Именно фестиваль дал новые крылья нашим солистам балета Айгерим Джумагалиевой, Рустему Имангалиеву, оперным исполнителям Андрею Трегубенко, Халиду Нуралиеву.
Именно фестиваль раскрыл новые возможности нашего хора, который обладает насыщенным звуком, чувством стиля и “подкожным” ансамблевым единством.
Сбалансированно и эстетически качественно звучал оркестр дирижера и композитора Пьера-Доминика Поннеля, который родом из Мюнхена. В его “Богеме “ Дж. Пуччини были моменты подлинно красивой оркестровой пластики.
Что ж, слово “фестиваль” означает “праздник”. Но главное, что смысл этого праздника состоит в приобщении большого количества людей к лучшему, что создано человеческой мыслью и величием души.
Любой фестиваль по определению должен презентовать нечто звездное и открывать что-то новое. И того, и другого в Алматы было предостаточно.
Итак, открывал Международный фестиваль оперного и балетного искусства легендарный балет Петра Чайковского “Лебединое озеро”. В роли Одетты, королевы лебедей, выступила народная артистка России Анна Антоничева. В репертуаре ведущей солистки Большого театра “Спартак” (Фригия), “Легенда о любви” (Ширин), “Дон Кихот” (Китри), “Спящая красавица” (Аврора), “Баядерка” (Никия), “Жизель” (Мирта), новое “Лебединое” (Царевна-лебедь)...
Главным делом своей жизни Анна Антоничева считает балет. “Ни на что другое уже практически не остается ни сил, ни времени. Но свою будущую профессию выбрала не сама - в балет меня отдала мама, бывшая балерина Бакинского театра, а ныне мой самый неравнодушный зритель”, - рассказывает Анна.
На фестивале зрители увидели “Лебединое озеро” не как блестящий парад невест или набор хитов вроде танца маленьких лебедей, а настоящую и проникновенную историю заколдованной девушки. Одетта Анны Антоничевой поразила “певучими” линиями и чудо-техникой. Бог создал нашу гостью для классического балета, наградив ее красивой статью. Она убедительно передала свое негодование на колдовство, которое сковало все ее существо, лишило человеческого общества и возможности обычной любви и тепла. В этом праведном гневе она была прекрасна и легко очаровала принца. Партию принца Зигфрида исполнил солист Большого театра Александр Волчков.
Вторая изюминка фестиваля - выступление заслуженной артистки России Анастасии Волочковой в заглавной партии в легендарном балете А. Адана “Жизель”. Алматинцы увидели ее фактически впервые в классическом репертуаре. Хотя в репертуаре известной балерины все ведущие партии балетов классического наследия - Раймонда, Жизель, Никия, Аврора, Китри, Пахита.
|
Волочкова во всей красе |
Анастасия может нравиться или нет, но ее искусство заслуживает самого большого уважения. Благодаря творческой одержимости, непреклонной силе воли, фантастической трудоспособности и уму она заняла лидирующее положение в мире балетного искусства.
На завершающем гала-концерте балерина предложила вниманию публики два любопытных сольных проекта, в которых почти математически просчитано каждое движение. Самодостаточная на сцене, она одним своим присутствием невольно затмевает других, включая партнеров. Ее индивидуальность до сих пор не разгадана, не раскрыта...
После спектакля Волочкова была чрезвычайно тронута овациями публики, а за кулисами минут сорок раздавала автографы. Также убедительным и интересным был граф Альберт в исполнении солиста Мариинского театра Евгения Иванченко. Выпускник академии русского балета имени А.Вагановой учился в классе известного педагога Валентины Оношко.
Оперная часть фестиваля начиналась с трехактной оперы “Пиковая дама “, одного из самых сложных творений Петра Чайковского. Роль Лизы исполнила молодая украинская певица Татьяна Анисимова (сопрано), ярко зарекомендовавшая себя в классическом репертуаре. Ее выступления с большим интересом ждали меломаны и все гости фестиваля.
Постановку оперы осуществил режиссер Фирундин Сафаров, народный артист Азербайджана и Узбекистана, лауреат государственных премий.
В программе фестиваля, который шел почти неделю, значилась также опера Дж.Пуччини “Богема”, в которой партию Музетты исполнила “звезда нового поколения” Нетта Ор. Она обладательница приза “Юный артист”, который был вручен ей, как выдающейся певице, обладающей высоким артистизмом, на фестивале оперного искусства в Дюссельдорфе. |