|
Антон Компанеец
Первого июня страна отмечает День защиты детей. Защищать же право детей на благополучное детство нужно круглый год.
Победитель конкурса по обновлению гуманитарного образования в Казахстане, автор новых казахстанских учебников по изобразительному искусству для начальной школы, отличник народного образования Казахстана и член Экспертного совета Международного фонда детского искусства (ICAF) в Вашингтоне, художник и педагог Надежда Загрибельная (Раупова) поделилась мыслями о важности раннего развития ребенка и роли рисования в нем
- Надежда, ваш 13-летний сын Богдан выступал на Глобальном экономическом форуме в Саудовской Аравии с речью о важности обучения изобразительному искусству с раннего детства. Знаю, что Вы педагог и множество Ваших воспитанников также были удостоены престижных международных наград. Так кто же более “виновен” в достижениях сына - гены или воспитание?
- Богдан - никакой не вундеркинд, а обычный ребенок, как и тысячи других детей. Просто с ним начали своевременно заниматься, развивать его способности, которые, кстати, с рождения заложены в любом здоровом ребенке.
- Давайте уточним, своевременно - это когда?
- Как только ребенок родился, не стоит упускать время. Не только колыбельные пойте ему (хотя трудно переоценить значимость колыбельных песен, но, к сожалению, матери поют их детям все меньше и меньше), но и включайте тихо классическую музыку. Не считайте, что это сложно для восприятия ребенка. В одном из детских садов Японии было проведено исследование, целью которого было выяснить, какую музыку любят дети. Результат получился весьма неожиданный. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена.
Когда еще ребенок не говорит и не ходит - показывайте красивые детские книжки с яркими картинками, репродукции произведений великих мастеров эпохи Возрождения, импрессионистов, рисуйте с ним вместе.
Ко всему прочему, рисование поможет вам научить ребенка читать с малых лет. Мой сын свои первые 30 слов читал в два года, говорят, можно и раньше.
- Читать в два года - это невероятно!
- Вы знаете, я убеждена, что все нормальные дети могут начать читать к тому моменту, когда начинают говорить. Все дело лишь в правильном подходе. В дошкольном и уже школьном периоде многое до сих пор идет от зазубривания - десяти-, стократного повторения. Этот прием тоже срабатывает. Если ребенок сто раз повторит, как пишется и произносится слово “кошка”, он, конечно же, его запомнит. Но вот вопрос, а каждый ли ребенок захочет повторять сто раз? И вот получается, что упертые выходят в отличники, а одаренные непоседы плетутся в хвосте.
Существует немало методик раннего развития ребенка. Одна из них - методика раннего обучения чтению Гленна Домана, о которой я узнала уже после того, как Богдан начал свободно читать. При знакомстве с ней я поняла, что шла в этом же направлении, но самостоятельно, основываясь на своем чутье и реалиях своей жизни. Оказалось, что детей давным-давно учат читать с пеленок! И это приносит свои потрясающие, но вполне объяснимые результаты. Уже то, что среди Нобелевских лауреатов десятки тех, кто в раннем возрасте обучался по методике Домана, говорит о многом.
- Значит, Вы считаете, что из каждого ребенка можно сделать гения?
- Ну, что вы! “Гении падают с неба” - говорил Дидро. И я с этим полностью согласна!
Речь не о том, чтобы поставить на поток “производство гениев”, а о том, чтобы развить в ребенке заложенное в нем от рождения. Но, к сожалению, из огромного потенциала зачастую используется лишь очень малый процент. И виной тому устоявшаяся система начала обучения ребенка с 6-7 лет.
- Родители, которые берегут ребенка, боясь информационно перегрузить его в раннем возрасте, рискуют обречь ребенка на отставание по школьным дисциплинам впоследствии.
- Кажется, Лев Толстой говорил о том, что за первые три года своей жизни он узнал больше, чем за всю остальную жизнь.
Ребенок в этом возрасте - губка, он с невероятной легкостью впитывает любую новую информацию. И этот багаж держится в памяти очень крепко. “Только то в человеке прочно и устойчиво, что он воспитывает в себе в раннем возрасте” - это еще в 17 веке утверждал великий педагог Ян Амос Коменский.
Поэтому, когда меня спрашивают, как я отношусь к переходу на 12-летнее образование, то я отвечаю: “Я за 17-летку!” - то есть за обучение ребенка с первого года его жизни, включая 12 школьных лет.
- Насколько я понял, акцент в раннем развитии сделан на участии родителей в этом процессе. Но что же могут родители - инженеры, врачи, продавцы... то есть те, у которых нет специального педагогического опыта, дать своим детям в плане образования?
- Очень многое! Было бы желание. Ищите для него не только интересную информацию, правильные ответы, но и интересные вопросы - побуждайте его задумываться, размышлять, делать выводы, словом, искать ответы. Даже если родитель будет следовать только этим советам, это уже немало. Но можно для ребенка сделать и гораздо больше.
- Например, научить его рисовать? Вы об этом хотели сказать?
- И об этом тоже...
Рисунок маленького ребенка - это его разговор с миром, знаковое письмо. Когда уже хочется о многом рассказать, а словарного запаса еще не хватает, ребенок берется за карандаш, фломастер, кисть.
Нельзя не сказать и о терапевтической роли занятий рисованием. В два с половиной года Богдан довольно сильно был напуган. Так получилось, что, приехав в Алма-Ату, мы пошли в парк развлечений и, когда уже стемнело, мы проходили мимо комнаты страха. В нее мы не заходили, но даже одного взгляда на монстров, висящих на стенах, было достаточно, чтобы сын испугался.
Он не начал плакать, но, видимо, эти ужасные образы засели глубоко в его сознании. Он стал бояться засыпать один. И месяца три подряд рисовал дома только различных монстров, духов - он вырисовывал свой страх. После этого он успокоился. Я не знаю, какими были бы последствия и как долго продолжались бы эти фобии, если бы не рисование.
- Учить ребенка читать, считать, писать, рисовать, слушать с ним музыку и т. д. Где взять на все это время? - спросят многие родители.
- Когда мой сын был совсем маленький, у меня была громадная нагрузка в институте, свободного времени едва хватало на хозяйственные заботы. Так вот, он научился читать в ходе написания мною лекций... Он подходил ко мне и спрашивал: “Мама, что ты делаешь?” Я могла отмахнуться и сказать: “Не мешай, я пишу лекции”. Он бы ничего не понял и ушел в свой уголок, усвоив лишь одну истину, что маме не надо мешать - мама занята... И вот этот первый шажок в сторону от мамы уже начало отчуждения... потом еще и еще один... Я же отвечала сыну, что рисую буквы. Он тут же просил меня показать, и я показывала ему одну-две буквы и называла их. Вот так я готовилась к лекциям, а мой сын к 2 годам выучил азбуку, а к 2,5 годам начал читать.
Не надо списывать свое нежелание заниматься с ребенком на отсутствие времени, ребенок не требует, чтобы его посадили и назойливо стали с ним заниматься. Более того, он не любит этого. Вы дайте ему задание, а ребенок сам будет с ним справляться, если попросит помощи, вы ему подскажите.
- Надежда, а не лишается ли ребенок при такой нагрузке счастливого детства?
- Да, я это не раз слышала и в свой адрес - не лишай ребенка детства. Мне всегда в ответ хотелось задать встречный вопрос: а что есть счастливое детство? Сплошное праздное времяпрепровождение? “Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов” - отмечал Цицерон, а мы же, взрослые, со своим щадящим режимом, со страхом не лишить их “счастливого беззаботного детства” не даем им и половины того, что они смогли бы легко усвоить.
Очень распространено мнение, что в раннем возрасте ребенку надо давать полную свободу действий, что детство должно быть беззаботно, не обременено никакими обязательствами. Я категорически не согласна с этим. Именно в этот период, от рождения и до 7 лет, закладывается фундамент будущей личности. Именно в этот период опасно не перегрузить ребенка, а недогрузить его. Примеров последствий такой недогрузки я наблюдала немало, когда поначалу дети идут вровень со своими сверстниками, а потом постепенно начинают отставать.
Ребенок по своей натуре - искатель. Он задает тысячи почему, от которых мы, взрослые, отмахиваемся. Он готов постигать мир, он готов знать максимально много! И очень часто взрослые ставят заслонку, раннее развитие - это и игры, и забавы, и путешествия, и открытия, и радость достижения. При правильном подходе ребенок не только не лишится детства, но благодаря раннему развитию его детство становится ярче, наполненнее, многограннее и, безусловно, интереснее. При таком подходе детства становится больше, а не меньше.
Никто не говорит, что детей надо заваливать какими-то домашними заданиями. Нет! Короткие по времени занятия, вопросы, загадки, поручения, размышления должны яркой ниточкой вплетаться в канву дня. Свои занятия с сыном я даже не могу назвать обучением - никакой “долбежки”, никаких заданий, никаких проверок знаний не было. Была игра, было открытие чего-то нового. Я вообще не припомню ни одной проблемы, связанной с обучением.
Сейчас я вижу очень хорошую тенденцию, многие молодые родители озабочены воспитанием детей, хотят растить их гармонично развитыми. А уж как сложится их жизнь, станут впоследствии они физиками или лириками, политиками или бизнесменами, они решат сами. Но главное - не упустить момент, когда ребенку интересно и когда он готов и способен усваивать все быстро и легко.
Фото из личного архива |