|
Те, кто меня
окружает
В Арт-центре “Алма-Ата” открылась выставка семьи Алиевых. “Ближний мир” называется она, совершенно точно обозначив лейтмотив экспозиции. Известный художник Дулат Алиев и его дети - Далида и Думан - обратились к самой сокровенной среде, которая всегда рядом и представляет собой непреходящую ценность. Ведь близким принято называть то, что особо дорого для нас и доступно не только в физическом, но и духовном плане. Семейственность была до недавнего времени в известном смысле ругательным словом, как олицетворение нездоровой коррупции в обществе.
В данном же случае это слово становится сутью и отражением светлого духовного начала династии Алиевых. Дулат всегда отличался приверженностью к теме семьи, социальной проблематике, библейским сюжетам. Сегодня его привлекает природа, которая рядом, здесь, за окном, и, чтобы запечатлеть ее, совсем не обязательно ехать в поисках девственных мест. Ведь она, являясь важной частью мироздания, сотворенной Всевышним, есть и заметная часть наших повсеместных будней, без которой жизнь была бы далеко не полной. Художник пристально вглядывается в едва заметные обычному глазу перемены растительного мира, его “неразлитное” сосуществование с жилыми домами, тем самым отмечая гармоничную “соотнесенность” первичного, божественного и рукотворного, человеческого. Для художника важно не только определить объект будущей композиции. С присущей ему основательностью воспроизводит он наиболее взволновавшие его эпизоды “Времен года”, уделяя при этом должное внимание их живописной интерпретации. Искренность посыла художника обнаруживается в особой энергетике воздействия произведений на зрителей, не оставшихся равнодушными к его сентенциям.
В творчестве детей, безусловно, просматривается влияние отца семейства. Но, как справедливо замечено коллегами по творческому цеху, оно не формального свойства, то есть как Далида, так и Думан совершенно самодостаточны в выборе темы и способов выражения.
“Бесконечный мир интерьера” - так обозначила эту часть экспозиции искусствовед Б.К.Барманкулова. Здесь Далида передает не просто физическое пространство своего дома. Это ее мир, где близкие ей люди, ее семья, творческое окружение (картины, кисти, подрамники и прочие атрибуты любимого искусства) составляют единое целое и подразумевают наличие комфортного существования.
“Мои учителя” - третья часть выставки под таким названием принадлежит Думану Алиеву, таким способом выразившему личную признательность своим профессиональным наставникам. Он обратился к сложному жанру - портрету, причем в монохромной технике рисунка. Автор пытается найти адекватную форму передачи в соответствии с индивидуальными особенностями моделей. Он осознает, насколько непростую задачу ставит перед собой в достижении не только внешнего сходства, но главным образом в передаче внутренней неповторимой ауры каждой творческой личности. Думан ни в одном портрете практически не повторяется, используя набор разных профессиональных приемов и средств, максимально выявляющих характерность представленных моделей.
Выставка работ Алиевых - для нас как пример уютной семейной идиллии, объединенной едиными помыслами и устремлениями к прекрасному. Переданное главой семейства наследие невозможно переоценить. Здесь, как очевидно, природа на детях не отдыхает.
В поисках авторского стиля
В салоне искусств artfogljo открылась персональная выставка Гании Чагатаевой. Здесь представлены работы, по своим художественным свойствам граничащие между живописью и графикой. Уже это является свидетельством универсального дарования художницы, оперирующей сложными формообразованиями. В силу особенностей ее творческого мышления художнице становится тесно в рамках обозначенного искусства. Она предпочитает реализовывать свой внутренний потенциал в проектах, открывающих безграничные возможности для творческих экспериментов. Перфомансы, инсталляции, фотосъемка, видеофильмы позволяют художнице наиболее полно выразить ее концептуальное видение, активную позицию к происходящим социальным явлениям и событиям. У Гании накопился большой опыт в процессе участия в многочисленных международных проектах, явившихся громадным стимулом в ее творчестве. Она полна идей и замыслов, и проблема состоит только в высвобождении для этого времени.
“Ветер” - так называется выставка ее работ, где в рамках созданного собственного стиля выплескивается внутренняя динамика состояния художницы. Она вполне естественно согласуется с порывистыми вибрирующими формами ее произведений.
Используя обычную бумагу, художница изобретает новые приемы ее художественного прочтения. К примеру, как один из итогов ее бесконечных экспериментов - композиция, где бумага приобретает визуальные свойства текемета - цветного войлока. Это проявляется как в фактуре, так и в колористике произведения. Здесь как бы непроизвольно прорывается генетический код, хотя, по признанию художницы, в ее замысле не было установок на этнические мотивы. Вместе с тем это совершенно современная работа по духу и стилистике.
Особый интерес представляют работы, выполненные в технике монопринта. Здесь интригующим является сам способ исполнения, когда и для автора конечный результат - всегда сюрприз, здесь всегда присутствует эффект неожиданности. Это своего рода эксклюзив, и повторить такую композицию практически невозможно.
Гания чувствует себя уверенно в любом материале и технологии, обладая способностью трансформировать и любое пространство. Ее произведения многогранны по своему воздействию. Это и тонкие лирические образы, и неожиданные ассоциативные абстрактные мотивы, и глубокая социальная философия. Здесь счастливо соединились эмоциональное женское начало и интеллектуальные поиски автора.
Мария Жумагулова |