|
Мира Мустафина
В канун Дня Победы прошел благотворительный концерт Дариги Назарбаевой на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая.
Организаторами проекта выступили Фонд первого президента Республики Казахстан, акимат Алматы, гуманитарный фонд “Дегдар” и “первый канал “Евразия”
Почетными гостями благотворительного концерта стали более двух тысяч ветеранов Великой Отечественной войны и участников трудового фронта.
Их вниманию Дарига Назарбаева предложила специально подготовленную программу под названием “Если б не было войны...”.
Весь вечер звучали любимые песни их военной юности, параллельно на большом экране шли кадры из документальных фильмов о Великой Отечественной войне.
Во время войны песни играли значительную роль. Об их невероятной способности влиять на сознание наших солдат и офицеров ходят легенды. Так, например, песня “Синий платочек” помогала во время коротких передышек собрать силы и выиграть последний бой, она напоминала о родных и близких, ради которых надо было выжить.
...Синенький, скромный
платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
что не забудешь
Ласковых,
радостных встреч...
Голос Дариги Назарбаевой звучал камерно.
До боли знакомые строчки из любимой многими поколениями песни Дарига Нурсултановна пела предельно просто, строго и ясно. Захватывающе, увлекая слушателей своей искренностью. Ни грамма игры - только жизнь, настоящие переживания и эмоции.
Любопытно, что мелодия к песне “Синий платочек” была написана за год до войны.
Весной 1940 года в московском театре “Эрмитаж” проходили гастроли известного польского оркестра Генриха Гольда “Голубой джаз”.
Пианист джаза, автор таких популярных в то время песен, как “Донна Клара”, “Утомленное солнце”, композитор Ежи Петерсбурский на одном из концертов исполнил свою новую мелодию, написанную им во время недавних гастролей в Днепропетровске. А присутствовавший на концерте поэт и драматург Я.М. Галицкий обратил внимание на эту яркую, очень напевную мелодию и тут же в зале записал в своем блокноте возникший в его поэтическом воображении текст. Вот так родилась необыкновенная песня. Вскоре “Синий платочек” стал широко известен, и его включили в свой репертуар такие мастера песенной эстрады, как Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин, Екатерина Юровская.
А потом ее исполняла великая Клавдия Ивановна Шульженко.
Началась Великая Отечественная война. Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да марши. Однако в первые же дни войны в Киеве получил распространение вариант текста “Синего платочка”, сочиненный безвестным автором и который до сих пор поют фронтовики.
Вот из таких любимых многими поколениями военных песен состояла программа концерта “Если б не было войны...”.
Поэтому в этот вечер не покидало ощущение чего-то давно знакомого и домашнего. Звучали “Журавли”, “Давай закурим”, “Были два друга”, казахские “Алкокыр”, “Желсiз тунде жарык ай”, “Илигай”...
Эти песни, ставшие народными, обладают уникальным свойством: они не отдаляют исполнителя от аудитории, а наоборот - совершенно стирают границы между залом и сценой.
Сегодня трудно представить, как сложились бы миллионы судеб, если б не было войны. Молодые наши соотечественники, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны, могли бы стать великими учеными, писателями, артистами и просто отцами. Ведь сколько женщин в послевоенные годы осталось без сильного и надежного мужского плеча. Сколько осталось после войны вдов, сколько мальчишек и девчонок в один миг выросли и повзрослели, их отцы погибли на войне. Об этом проникновенная песня-исповедь “Мой милый, если б не было войны...”.
Многие слушатели хорошо помнят эту песню из репертуара Валентины Толкуновой. В исполнении Дариги Нурсултановны не было ощущения возраста - была мудрость, был опыт и вместе с тем - открытость к жизни и переживаниям.
...Еще до встречи
вышла нам разлука,
А все же о тебе
я вижу сны,
Да разве мы б прожили
друг без друга,
Мой милый,
если б не было войны,
Мой милый,
если б не было войны.
Безусловно, стоит говорить о художественной интерпретации этой песни, подчеркивая прекрасную вокальную форму певицы. Бархатное меццо-сопрано Дариги Назарбаевой звучало свободно, ровно по всему диапазону, с разнообразными нюансами. И, конечно, полное проникновение в замысел композитора Марка Минкова, стремившегося придать не только благоговейное возвышенное настроение, но и передать, рассказать историю женщины, которая продолжает ждать своего любимого с войны.
Певица выстроила общую драматургию песни-исповеди, справедливо выделив две главные кульминации - в конце второй и последней частей, оставившие очень глубокое впечатление.
Дарига Назарбаева была откровенна в своем исполнении, не было ощущения недосказанности.
Бывает так, что интерпретация как-то не закончена, в ней не хватает цельности, ясности.
В данном случае наоборот - складывалось впечатление, что исполнительница хочет поделиться своим замыслом, ей есть о чем сказать.
Запоминается безупречность исполнения, чувствуется какая-то обязательность. И, конечно, душевность.
О вокальном даре, мелодичности голоса и тонком артистизме Дариги Назарбаевой много писали.
Еще со студенческих лет в МГУ имени Ломоносова пение стало увлечением Дариги Назарбаевой. Благодаря замечательному педагогу Надии Абдрахмановне Шариповой, пытливой природе своего дарования Дарига Назарбаева впитала и мировую музыкальную культуру, и западные исполнительские традиции, и казахские народные...
И вот, несколько лет назад она решилась на публичный дебют. Вначале - в зале “Казахконцерта”, потом - в Париже и Москве, где пела в Бетховенском зале Большого театра и, как свидетельствует российская критика, весьма успешно. Газета “Культура” (РФ) отмечала, что Назарбаева покорила московских слушателей необыкновенной культурой своего пения, сочетанием голосовых данных с вокальным и артистическим мастерством, дающим ей возможность легко и непринужденно исполнять труднейшие произведения камерного и оперного репертуара.
Как правило, все ее выступления носят благотворительный характер.
Концерт в канун 65-летия Победы также не стал исключением, она спела перед фронтовиками с особым чувством признательности за их ратный подвиг.
Певица обладает гигантским творческим багажом и работоспособностью, она постоянно обновляла репертуар. Примером стал нынешний концерт Дариги Назарбаевой, состоявший из двух отделений, и она не повторила ни единой песни из других своих программ!
В концерте также принял участие заслуженный деятель Казахстана Тимур Урманчеев (фортепиано). Музыковеды отмечают плодотворное сотрудничество аккомпаниатора и певицы. Идеальное понимание, такт и деликатность, благородный звук - все эти артистические качества Тимура Урманчеева еще раз подтвердились в его сольном номере, этюде Шопена.
Тимур - выпускник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, ученик профессора Надии Шариповой и знаменитой пианистки Жании Аубакировой.
В концерте приняли участие и солисты ГАТОБа имени Абая - лауреаты международных конкурсов Андрей Трегубенко (баритон), Медет Чотабаев (тенор) и симфонический оркестр Государственного академического театра оперы и балета имени Абая.
А в финале концерта прозвучала легендарная победная песня Давида Тухманова. Конечно, ее подхватил весь зал. Пели и зрители, и ветераны Великой Отечественной войны, и представители общественности.
Под первые аккорды этой песни были внесены боевые знамена соединений Советской армии, сформированных в Казахстане, принявших участие в освобождении от фашизма стран Европы и дошедших до Берлина... |