|
Портрет. Разговор на равных
Жанр портрета потерял свои ключевые позиции с советских времен. Причин для этого много как объективных, так и субъективных. Однозначно одно, что специфика искусства портрета требует недюжинного мастерства, которое во многом было утрачено в связи с известными историческими перипетиями. Произошла и переоценка ценностей, когда, к сожалению, интерес к человеческой личности ушел на периферию значимостей.
Со временем у нас начинает формироваться элита, как представителей нового класса, но уже на иной социальной основе. Появляется и новый феномен - заказные портреты. Но если потенциальные заказчики - дамы и господа - в былые эпохи охотно позировали художникам, то теперь, когда время - одно из самых ценимых категорий, наши современники не позволяют себе такой роскоши - длительных сеансов. Появляется не совсем приемлемая альтернатива - исполнение портретов на основе фотографий, что, безусловно, сказывается на уровне их исполнения. Такие работы назвать произведениями искусства зачастую нельзя.
На этом фоне выставка работ Софьи Тасмагамбетовой и Павла Драгунова оказалась знаковой, как возрождение портретного жанра, но уже в совершенно новом качестве. Кардинально изменилось время, а вместе с ним и социальный статус, менталитет личности. Их персонажи - не просто конкретные люди, но они совершенно определенным образом трансформируют современные реалии, что в историческом разрезе может вполне стать непредвзятым документом эпохи. И это без всякого пафоса и преувеличения. Ведь стали же произведения 20-летней давности уже сегодня бесценной летописью советского периода.
Оба автора сумели поднять планку парадного портрета на новый уровень, где известная респектабельность персонажей не мешает “разоблачить” их истинную человеческую сущность. То есть портретируемые, несмотря на подчеркнутую изысканность окружающей обстановки, красноречивость немногочисленных, но характерных аксессуаров, все же, в первую очередь, обычные люди со своим обычным миром переживаний и эмоций. Вот это утонченное сочетание аристократичности образов с неприкрытым психологизмом позволяет достичь интригующего дуализма в их трактовке.
У нас существует предвзятое мнение к заказным портретам как заведомо конъюнктурным, а потому и лишенным искренности и непосредственности. По большому счету, не это определяет уровень работ. И при этом, если еще вспомнить исторический опыт - эпоху Возрождения, русский портрет, когда художники сплошь работали на заказ, что не помешало им создать шедевры, оставшиеся в наследии мирового искусства. Ну это так, к слову.
Павел Драгунов по-мужски лаконичен в передаче своих персонажей и совершенно точен в выборе ракурса, позы портретируемых, наиболее адекватно раскрывающих их образную характеристику. Насколько подробно он обрисовывает уютную обстановку окружения бабушки А.А.Беккуловой, соответствующей ее мягкому мудрому обаянию, настолько скуп он и подчеркнуто немногословен в энергетической характеристике Зайтуны. Он выстраивает целую драматургию полотна, выжимая из своих героев всю полноту их внутреннего мира.
Женский задор и лукавинка в глазах Даны Мейрбековой; добродушный, но профессионально-проницательный взгляд врача О.Я.Петрова; некоторая отрешенность творческих личностей - Г. и А.Несипбаевых; доля скепсиса мудрой зрелой женщины - дамы в черном... - это своего рода живая галерея образов наших современников. Элегантность нарядов Софьи и Асель, которые так и хочется рассматривать, не заслоняет лиц моделей, полных затаенных мыслей и чувств.
Художник ни разу не повторился в решении композиции, смело срезая при необходимости фигуры моделей и располагая их в разных пропорциональных соотношениях на плоскости холста. Такой прием позволяет расставлять только ему известные акценты для полноты характеристики. Автору в равной мере важно передать как нрав, индивидуальный темперамент портретируемых, так и сиюминутное состояние. Достижение внешнего сходства - вне всякого обсуждения, важнее внутренняя проницательность автора.
Тандем двух художников-портретистов Софьи Тасмагамбетовой и Павла Драгунова далеко не случаен. Их объединяет общность подхода к жанру портрета, жанру сейчас актуальному и востребованному, как никогда. Ведь это есть показатель нового видения - возвращения понятия ценностности человеческой личности, утраченной за социальными коллизиями. Искренность посыла молодой художницы не подлежит сомнению, ведь она изображает в основном людей ей близких и хорошо знакомых. Автор избирательна в выборе формата произведения, позволяющего максимально раскрыть ауру воспроизводимых образов. Софья по-женски внимательна к подробностям интерьера, деталям костюма. И все же главное - лица и руки моделей.
Портрет матери - это образная элегия. Здесь сочетание вечности и сиюминутности момента. Мягкость силуэта, нежность сближенных тонов в трактовке лица и легкого наряда, светоносной комнаты создают оправданный контраст с подчеркнутой определенностью рояля и жесткостью сиденья. Квадрат формата позволяет развернуть действо в пространстве. Возвышенная одухотворенность и личностная интимная интонация в передаче дорогого образа развивают две линии образного восприятия.
Вертикальный же формат в портрете сестры выгодно выявляет стройность стана юной дамы, ее естественную утонченность и грациозность. С большим тщанием прописанные богатый рисунок юбки, узорочье и складки прозрачной блузы не отвлекают от лика портретируемой, полной сокровенных эмоций, невзирая на внешнюю статичность и покой.
Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов создали своеобразный прецедент в жанре портрета. Это позиция художников, где через образ современников они вольно или невольно трансформируют свои впечатления о надвигающейся новой социальной формации. Через их произведения мы ощущаем пульс и динамику сегодняшнего дня. В своем творчестве они опираются на существующие традиции Запада и Востока (благо, нет границ для совершенства) и при этом дерзновенно претворяют свой личностный жизненный и творческий опыт.
Мария Жумагулова |