|
Ольга Зорина, Анна Шелепова
Кто ни разу не восхищался прелестной грацией богини танца Терпсихоры, тот, скорее всего, не может называть себя эмоциональным и впечатлительным человеком.
Язык тела, пластично и грациозно воспринимающий музыку, самый красочный и волнующий!
Танцует “Мейрам”
В этом году исполняется 25 лет со дня основания танцевального коллектива “Мейрам”, бессменным руководителем которого является Табрис Тастемиров.
Юбилейную отчетно-концертную программу “Мейрам” представил на сцене областного Южно-Казахстанского драматического театра имени Шанина. Зрителям не хватало мест, и они размещались в проходах и между креслами. Аплодисменты не прекращались, как и цветы, которые застилали всю сцену.
На сегодняшний день в ансамбле насчитывается более сотни воспитанников, и “Мейрам” принимает участие в самых престижных конкурсах и фестивалях. А когда-то, в восьмидесятые годы, выпускник отделения хореографии Челябинского института культуры Табрис Тастемиров приехал покорять южно-казахстанский город. Он изучил репертуар всех известных на тот период танцевальных коллективов и понял, что будет искать что-то новое в науке танца, так, чтобы ни на какой другой узнаваемый стиль его почерк не был похож. Его любовь к народным танцам и современной музыке в этом случае сыграла свою роль. Табрис Карабекович решил на традиционной танцевальной основе создавать современные эстрадные танцы и использовать для них свою музыку. Ее вот уже в течение многих лет “Мейраму” пишет и аранжирует шымкентский музыкант Дмитрий Андронов.
Свои первые эксперименты Тастемиров стал проводить на базе энергетического техникума, в его группу входило не более 15-20 человек. Но затем его переманил к себе М.Утебаев, директор другого учебного заведения - гидромелиоративного техникума, который ныне называется Южно-Казахстанским колледжем права и отраслевых наук. И с того самого момента ансамбль “Мейрам” прописался в данном специализированном заведении и стал узнаваемым. Одной из особенностей коллектива стало обучение танцу непрофессионалов. Но видели бы вы, что получается у тех, кто с удовольствием получает уроки хореографического мастерства у Табриса Карабековича!
А нынешний руководитель колледжа К.Досалиев говорит о Тастемирове и его детище следующее:
- Юбилей “Мейрама” - это праздник и для нашего колледжа, потому что все эти годы на мероприятиях областного и республиканского масштабов ансамбль неизменно выступал за честь родного учебного заведения, показывая самое высокое хореографическое мастерство и профессиональный уровень. И в этом заслуга, безусловно, руководителя - Табриса Карабековича. Ни разу он не бросил свое дело, даже в годы экономического кризиса, ни разу не опустил руки, не поддался на уговоры заняться престижным делом. Танцы - вот его престиж и смысл жизни!
Вспоминают коллеги Тастемирова и то, как в годы разрухи, когда закрылись все детские кружки и студии, он решил заняться самыми маленькими и приглашать их в свой ансамбль совершенно бесплатно. Так в “Мейраме” появилась детская танцующая группа. Очень часто на сцене Тастемиров соединяет в одной постановке и взрослых, и маленьких танцоров, и тогда все становится похожим на общий задорный праздник, который радует всех и увлекает своим азартом и настроением.
Ансамбль “Мейрам” заслуженно считают целой эпохой в развитии культуры Южно-Казахстанской области. А планов у служителей Терпсихоры еще громадье. Это новые захватывающие дух постановки, интересные костюмы, открытие сотен талантов и еще много праздников для зрителей.
- Это же прекрасно, что “Мейрам” становится частичкой жизни тысячи людей! - скажет Тастемиров.
И вряд ли кто-нибудь с этим не согласится.
Пестрые танцы как стиль жизни
Удивительное рядом! Только за последние две недели в южной столице прогремело три крупных латиноамериканских фестиваля. Казалось бы, какое дело казахстанцам до этой далекой от нас культуры? Однако игривые танцы, вроде ча-ча-ча, румбы, джайва, меренге, для многих людей превратились не только в способ времяпровождения, а стали стилем жизни.
В фестивале “Латино карнавал” участвовали как раз те, кто влюбился в латиноамериканские танцы, научился им и решил продемонстрировать свои навыки. Словом, этот фестиваль был довольно демократичным и предназначался не столько для профессионалов, сколько для их учеников и любителей.
В зале одного из ночных клубов, где проходил фестиваль, не хватало мест. В числе гостей - журналисты, профессионалы, чемпионы Алматы и республики по так называемому “стандарту” и “латино”.
Фестиваль начался с парада участников. Представители шести школ в ярких нарядах вышли на сцену. Музыкальное сопровождение танцорам обеспечил образцовый оркестр Дома детского творчества турксибского района “Дружные ребята” под руководством Владимира Юрьева.
На этом фестивале не было ни возрастных, ни каких-либо других критериев. Танцевали все: от мала до велика! Рост, вес, уровень мастерства значения не имели. Здесь были и совсем юные участники, и дамы предпенсионного возраста. Все они пребывали в отличном расположении духа: ведь улыбка и горящие глаза тоже своеобразный атрибут всего образа танцора.
Пока одни гости карнавала наблюдали за выступлениями, другие, забыв о комплексах, “ринулись в бой”, точнее, вышли на сцену для участия в мастер-классе от профессиональных танцоров Елены Галяндиной, Антона Цоя и Владислава Шина.
Как рассказали участники, сейчас в Алматы популярны два направления “латино” - стандартизированное, то есть спортивное, и социальное. Разница хореографии этих направлений зависит от того, где и когда появились на свет танцы. Общее в двух направлениях - тема любви. Партнеры стоят всегда очень близко, держат друг друга за руки.
Очень многие танцы мира включили в себя элементы латиноамериканских танцев. Пример? Пожалуйста. Рок-н-ролл - упрощенная форма джайва. Позже Алан Фрид из Кливленда придумал термин “рок-н-ролл”, что означает “кружить”. Он активно пропагандировал новый танцевальный стиль, в основе которого лежал негритянский “ритм-н-блюз”. В 60-е этот танец знал весь мир!
Участники “карнавальной ночи” продемонстрировали и рок-н-ролл, и ча-ча-ча, и мамбу, и джайв, и сальсу, и кан-кан, и танго, и пасодобль (в переводе “двойной шаг”). Происхождение последнего танца связано с Испанией. Во время фиест традиционно устраивались корриды. В это же время весь народ плясал от радости. Танец быстро прижился и в Латинской Америке. Его назвали “Двойной шаг”. Правда, латиноамериканцы танцуют пасодобль менее драматично. Они просто наслаждаются самим процессом, поднимая себе тем самым настроение.
Как исключение в программу фестиваля включили стрип-латино. Девушки из группы “Эротик-дэнс” продемонстрировали, как этот танец может развивать гибкость и пластику тела.
Ответ на вопрос, почему же яркие латиноамериканские танцы завоевывают сердца казахстанцев, оказался очевиден. Все дело в психологии танца как такового. Профессионалы говорят, что умение красиво танцевать (вне зависимости от направления танцев, будь-то “восток”, “латино”, народные или современные) поднимает не только дух, но и самооценку, как следствие - человек становится увереннее и легко и успешно идет по жизни. |