|
Айгерим Бейсенбаева
Пара пожилых людей прогуливается по майской улице. Неподалеку грохочет музыка, под ритмы которой сотрясается толпа подростков. Пара проходит мимо дискотечного шума, и в памяти их всплывает вальс их юности. Под ритмы прекрасной музыки кружатся молодые люди и девушки в легких белых платьях с летящим подолом. В воздухе витает любовь, чистая и невинная, и еще ощущение скорого счастья, которое обязательно наступит.
Тихий теплый вечер в звуках вальса накануне войны...
На улице полночь.
Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне,
моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
И. Уткин
Так начинается музыкально-поэтический спектакль “Есть в памяти мгновения войны” в постановке
Галины Ефимовой, премьера которого прошла в Государственном академическом русском театре для детей и юношества имени Н. Сац.
Драматический спектакль посвящен теме любви, пережившей тяжелые военные годы, и рассказывает о судьбе пожилой пары. По оригинальной идее автора на сцене зритель видит мужчину и женщину в наши дни и их же - молодыми. Отзвуки полных горечи и боли слов, как эхо, звучат из прошлого.
Страшные и счастливые моменты всплывают в памяти людей, оживляя в сознании сцены войны.
Звуки летнего вальса прерывает зловещий вой сирены. Уходят на фронт совсем юные солдаты, еще вчера не знавшие, что такое война. Судорожно стиснутый в хрупких руках платок, едва навернувшиеся на глаза слезы, в которых застыл крик скорби - провожают без криков и рыданий, но сколько безграничной печали в глазах! Девушки ждали своих любимых с фронта так, что они не могли не вернуться.
Страшные сцены войны, кровь от которых стынет в жилах, перемежаются моментами временного затишья, как скорбные песни сменяются залихватскими полными надежды куплетами.
Наверное, ничто так не передает атмосферу военных лет, как проникновенные стихотворения и песни, написанные в то время и позже. Основу сюжета составили популярные и неизвестные произведения о войне. Потому спектакль так берет за душу, бросает в дрожь и заставляет чувствовать, переживать.
О спектакле рассказала сценарист и постановщик спектакля Галина Ефимова: “Мне очень хотелось сделать спектакль, в котором звучали бы стихотворения и песни о войне, но не хотелось устраивать просто концерт. Получились не просто отдельные номера, а спектакль с сюжетной линией, с историей. История любви двух людей, чья юность пришлась на военные годы, и через их воспоминания я показала истории других героев и страны.
Параллельно показана их старость, и рядом они же - молодые. Они вспоминают о том, как встретились весной 41-го, как девушка ждала своего любимого, как закалилась их любовь в этом напряженном и трагическом ожидании.
Работа над спектаклем была очень интересной. Вся группа, подготовившая выступление, по-настоящему прониклась этим настроением, и после этого остается только сказать спасибо всем тем, благодаря кому мы сейчас живем. Актеры все хорошо прочувствовали, и получилось очень искренне, от души.
Я не могла не прикоснуться к этой теме. Мой дед пропал без вести на фронте, и для меня эта дата - 9 мая - святой день”.
Спектакль представляет собой сложное сочетание поэтического вечера, музыкальных выступлений и театральной постановки. В общую сюжетную линию вошли истории и судьбы многих людей. Даже несколько строк и пара движений актеров на сцене рассказывают целую историю. Иногда трагическую, а иногда полную светлой надежды.
Вот история маленькой девочки, которая под вой сирен и грохот бомбежки в оккупированном Ленинграде продолжала играть в кромешной тьме на рояле, даря людям веру в жизнь и будущее. Голодающим и усталым, но не сломленным оккупацией людям было достаточно звуков прекрасной мелодии Мендельсона, которую рождали слабые пальцы девочки, и они снова готовы бороться, жить, трудиться.
Так еще не пел нам
Мендельсон,
Как сейчас в тревогу.
И весь дом был
Музыкой нежданной потрясен
В грозный час разрыва
близкой бомбы.
Вот разговор двух совсем юных девушек, которых долг перед Родиной и собственная отвага закинули на фронт. Перед зрителем встает скорбная картина - мать не дождется единственной дочери, своего светлокосого маленького бойца.
- Знаешь, Зинка,
я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней
и дымом,
За порогом стоит весна.
“Когда родилась идея через судьбу двух молодых людей показать войну, - рассказывает режиссер спектакля Галина Ефимова, - я поняла, что показать все, что у них в душе творилось, можно только через прекрасные стихотворения и проникновенные песни. Для того чтобы подобрать произведения, я перерыла гору литературы, а наши звукорежиссеры Марина и Виталий Вороновы подобрали прекрасную музыку, оставалось все это слить воедино. Но перебрали мы, конечно, огромное количество стихов. Мне в руки попал сборник стихотворений солдат, которые не дожили до Победы. Военные записи, очерки, стихотворения - все это было в одном абсолютно уникальном сборнике. Несколько стихотворений из него вошли в сценарий спектакля, они были написаны непрофессиональными авторами и при этом отличаются предельной искренностью.
В сценарий вошли мои любимые песни и стихотворения, которые хорошо легли на сюжет”.
Участие в спектакле приняли ведущие актеры театра. Заслуженная артистка Республики Казахстан Ольга Коржева поразила зрителей трагической красотой женщины, живущей в ожидании возвращения любимого с фронта.
Дмитрий Скирта порадовал сильным звучным исполнением военных песен. Актеры Владимир Крылов, Наталья Бардина, Татьяна Костюченко, Александр Зайцев, Виталий Куприянов и другие, игравшие участников войны - офицеров, солдат, санитаров, подарили зрителям ощущение светлой грусти и радости. Проникновенные строчки вошли в самое сердце и наполняли глаза зрителей слезами.
“В первый день премьеры я переживала очень сильно, - делится впечатлениями Галина Ефимова, - так как в зале сидели практически одни подростки - школьники. Зал был полон детей в шортах, жующих жвачку - как они воспримут спектакль о войне? Дети сейчас растут, ничего не зная о той войне, многие даже затрудняются ответить, кто с кем воевал.
Но в этот день у меня действительно был праздник, потому что они так внимательно смотрели. Дети не шумели, не мешали действию на сцене, так искренне аплодировали, и сразу видно, что они восприняли спектакль правильно. Как они внимали происходящему на сцене!
Поистине, актерам удалось донести со сцены ту боль утрат и радость Победы”. |