Мы снова в СССР!
В канун Первомая в галерее современного искусства “Улар” открылась персональная выставка Александра Ерашова. “Азбука СССР” называется она и, как нельзя кстати, оказалась приуроченной к одному из самых знаковых праздников Советского Союза. Тенденциозная по своей сути, выставка является прямым антиподом советскому агитационному искусству, хотя автором намеренно используется образный и стилистический язык того безвозвратно ушедшего времени. Он прекрасно владеет историческим материалом, как рыба в воде, ориентируясь в идеологическом арсенале социализма. И это тем более актуально, что для современной молодежи работы А.Ерашова подобны древнеегипетским манускриптам. Много усилий придется приложить, чтобы объяснить тяжеловесную атрибутику страны всего лишь 20-летней давности. А разделяет нас словно бы целая эпоха, где сложно найти параллели и точки соприкосновения.
Художник берет за образец советский плакат со всеми его идейными и формальными составляющими. И при этом осознанно его утрирует, демонстрируя собственное полное неприятие идеологии советского общества, во многом искусственной и предвзятой. Хотя, объективности ради, мы должны признать и истинную мобилизующую их роль на ответственных этапах советской истории.
Для большей убедительности автором использована семантика советских плакатов, специфика построения многочастной композиции, особенностей шрифта, согласующихся с изобразительным рядом, и лаконичность цветового разрешения.
Не прошли мимо внимания художника практически, как было принято считать, все самые важные сферы, нашедшие отражение в жизни советского общества. Несколько обескураживает едкая ирония и ирония автора в трактовке событий и дат отечественной истории. Нельзя не отдать должное чувству юмора, поразительной находчивости и образному балансированию художника, сумевшего адекватно войти в ретроспективу и передать собственное видение исторической эпохи.
Плакат - искусство лапидарное, оказывающее мгновенное воздействие. Работы Александра Ерашова требуют порой долгого контакта, внимательного рассматривания, где каждая деталь красноречива. Мне же, как представителю того времени, иногда трудно согласиться с излишней фривольностью трактовки отдельных явлений. Его отличает радикальная жесткая позиция в этой теме. Не принимая довлеющую заформализованность и чрезмерную идеологизацию советского времени, все же нахожу в нем много достойных и святых моментов. А что же перевешивает - судить не нам. Думается, что выставка оставляет двойственное впечатление: наверное, есть необходимость в развенчивании надуманных идеалов и тут же - щемящее чувство ностальгии. И никуда от нее не деться!
Учителя и ученики
В галерее Фонда первого Президента открылась отчетная выставка преподавателей и студентов Казахской национальной академии искусств имени Т.Жургенова. Она позволяет оценить накопленный творческий багаж выпускников вуза и пути их профессионального взаимодействия со своими наставниками. Экспозиция получилась достаточно представительной. Демонстрируется более 100 работ всех жанров изобразительного и прикладного искусства. По своему умонастроению она получилась романтически-созерцательной, ориентированной на поэтизацию исторического прошлого и сегодняшнего дня без элементов драматизации и душевной экспрессии.
Надо отдать должное преподавателям академии, уделяющим внимание росту уровня профессионального мастерства своих подопечных. Разумеется, не все безукоризненно в дипломных работах студентов. Тем не менее они смело обращаются к жанровой, нередко многофигурной композиции, требующей серьезных живописных навыков. Импонирует, что молодые авторы с первых своих творческих шагов отличаются стремлением к выработке собственного индивидуального почерка. И большинству из них это удается.
Так, Ефименко Катю завораживают негромкие житейские сюжеты, к которым она находит и свою особенную живописную пластику - убедительную в своей сдержанности и немногословности. Аубакировой Анар удаются портретные образы, очень живые и непосредственные. С большой теплотой и искренностью переданы эпизоды из аульной жизни кисти Жаналык Азамата и М.Сагындыковой. Утонченная выразительность и мастерское владение техникой пастели отличает А.Хакимжанову.
В декоративно сочном по цвету батике Курманбековой Шырын удается передать и глубину перспективы восточного города. Благородна по звучанию монохромно решенная композиция ши (циновка) А.Талдыбаевой. Стилистическое разнообразие гобеленов свидетельствует о благополучной перспективе развития этого вида искусства в академии.
Графика представлена значительно скромнее, не считая обширной серии работ преподавателя Б.Н. Байдильды. Образцом для подражания студентам в процессе обучения стали их наставники, сумевшие умело сочетать преподавательскую и творческую деятельность. Они достаточно активно проявляют себя в художественной жизни страны. Длительное пребывание в творческом процессе дало им возможность сформулировать собственную концепцию. Весомо представлены скульптурные композиции, в которых ощущается влияние М.О. Айнекова с его наработанным пластическим потенциалом. Экспрессивные работы Т.Жумагула, жанровые композиции С.Битуганова, аллегорический язык Беилхана, стилистическое разнообразие М.Мысакулова и других - все это заслуживающие всяческого одобрения поиски образного и формального порядка. Здесь необходимо проявить синхронное взаимодействие идейной позиции автора в трехмерном пространстве с особенностями избранного материала и соответствующей технологии. Пока это экспериментальная площадка, где эскизно вырисовываются способности мыслить художественными категориями.
Подобные выставки обоюдно полезны. Дифференцирование по признаку учитель - ученик отходит на второй план. Здесь они скорее равноценные партнеры на одном поле, где определяющей является мера таланта.
Мария Жумагулова |