|
Мира Мустафина
У народного артиста России, Казахстана и Татарстана Фуата Мансурова с Евразийским симфоническим студенческим оркестром Казахского национального университета искусств почти что родственные отношения.
Впервые встав за пульт студенческого оркестра, когда тому было лишь несколько месяцев от роду, Фуат Мансуров с тех пор выступает с ним каждый сезон. На сей раз маэстро готовит оркестр к первому европейскому концертному туру, который в период с 22 по 30 апреля пройдет в Вене, Риме, Париже и Москве
Гастрольное турне молодых музыкантов - чрезвычайно ответственное событие, и предпринято оно в связи с председательством Казахстана в ОБСЕ в рамках реализации миротворческой деятельности, направленной на развитие диалога цивилизаций, культур и религий, мира и созидания, а также рекламно-ознакомительной акции-презентации нашей страны.
Знаменательно, что представляет современный суверенный Казахстан новое поколение, выросшее уже в годы независимости. Поэтому ректором Казахского национального университета искусств Айман Мусаходжаевой приглашен один из выдающихся дирижеров современности Фуат Мансуров.
Легендарный дирижер с физико-математическим образованием, разрядом мастера спорта по скоростному бегу на коньках и альпинизму, 82-летний Фуат Мансуров с удовольствием прилетел в Астану.
Фуат Шакирович делает со студенческим оркестром любопытную программу, в которую включены и увертюра Евгения Брусиловского к опере “Дударай”, и симфоническая поэма Серика Еркимбекова “Минарет”, и сюита Арама Хачатуряна из музыки к пьесе Лопе де Вега “Валенсианская вдова”, и сложнейший концерт Арама Хачатуряна для скрипки с оркестром.
“Для полного раскрытия молодого коллектива хорошо бы добавить сюда еще и Концерт для скрипки с оркестром Петра Чайковского!” - думал маэстро. Потом решил соединить в специальной программе для казахстанских слушателей. Конечно, ко времени создания Чайковским Концерта для скрипки с оркестром (1878 год), он уже был автором нескольких произведений в концертном жанре, в том числе и для скрипки с оркестром.
Однако сравнивать его с шедевром Арама Хачатуряна никак нельзя. Тем не менее познакомиться с этим изысканным сочинением великого композитора было необычайно интересно во время алматинского выступления коллектива. Кстати, до выезда в Вену молодые музыканты свое искусство представили жителям Алматы и Павлодара, позади концерты в Кокшетау и Астане, впереди - в Караганде.
Один из первых концертов оркестра в Алматы показал, что слушатели проявляют весьма живой интерес к студенческому коллективу. У Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, где прошел концерт коллектива, “стреляли” лишние билетики. А когда было объявлено, что вход на концерт свободный, публика хлынула в зал, занимая места даже на ступеньках амфитеатра.
В этот вечер за дирижерский пульт вышел сам Фуат Мансуров. У 82-летнего Фуата Мансурова жизнь до краев заполнена творческой работой - недавно завершилось большое гастрольное турне по Европе, где Симфонический оркестр Республики Татарстан с Мансуровым успешно выступил в Золотом зале Венской филармонии - Гевандхаузе...
Известная скрипачка, народная артистка Казахстана Айман Мусаходжаева вновь подтвердила, что является не только прекрасной вокалисткой, но и тонким художником-музыкантом. Оркестр под управлением Мансурова весьма уверенно исполнил всю насыщенную программу.
Несмотря на то, что Фуат Мансуров работал с оркестром над программой всего десять дней, в целом можно говорить о настоящей удаче, открывающей для молодых музыкантов новые, более радужные перспективы во взаимоотношениях с создателями великих сочинений мировой классики.
В принципе, оркестр готов к любым трудностям, но по-настоящему научиться исполнять музыку Чайковского или Хачатуряна можно только на практике, путем проб и ошибок. И избежать многочисленных “подводных камней”, в первый раз берясь за такие глыбы, как Концерт для скрипки с оркестром, вряд ли возможно. Когда речь идет о Петре Ильиче, тем более о Концерте для скрипки с оркестром, требующей столь колоссального напряжения, что многие дирижеры ставят в программу концерта только ее одну, без всяких “добавок”, музыкантам необходимо иметь свежие силы. Даже тогда, когда эта музыка играна многократно и находится у них, что называется, на кончиках пальцев. А уж когда она играется впервые - притом, что маэстро проводит репетиции с полной отдачей и музыканты отвечают ему тем же (чему мне довелось быть свидетелем накануне), понятно, что силы надо сильно рассчитать.
Так что оркестр в этот вечер совершил настоящий подвиг. Поэтому по духу и атмосфере, а во многом и по качеству звучания это исполнение было достойно великой партитуры и адекватно дирижерской ее интерпретации. Сама же интерпретация стала одной из самых захватывающих и убедительных, какие только доводилось слышать в Алматы.
Фуат Мансуров проживал все трагические катаклизмы и рефлексии изнутри, одновременно словно бы и воспаряя над ними, благодаря чему высокая трагедия нигде не соскальзывала в истерический надрыв мелодрамы. Каждая из частей Концерта оказывалась соразмерной целому, а темпы, динамика и фразировка были на редкость органичными и в момент исполнения представлялись едва ли не единственно возможными.
У Фуата Мансурова удивительно певучие руки, свободный, уверенный жест. А молодые музыканты в оркестре старались демонстрировать великолепную форму: качественную игру всех оркестровых групп, наполненное, мощное звучание, чистоту тембральных красок.
“Какая музыка, которая до сих пор звучит в моем мозгу, в моем сознании?” - переспросил меня Фуат Шакирович. Потом на минутку задумался. И ответил:
- 1941 год. Алма-Ата, вокзал станции Алма-Ата I. Мы провожали на фронт 316-ю гвардейскую дивизию генерала Панфилова. На привокзальной площади, где было собрано несколько оркестров. Мы играли “Прощание славянки”, рыдали женщины и мужчины. С тех пор, когда я слышу звуки этого марша, я плачу.
- Фуат Шакирович, каким Вы были ребенком?
- Ребенком я был обычным. Летом лазил по горам, благо горы рядом с моим домом. Зимой я бегал на коньках, естественно. Я вставал в половине шестого утра, бегом бежал на стадион “Спартак” - город небольшой, затем после тренировки я приходил в университет на лекции. Вот так я экономил время. Спасибо маме с папой, они наделили меня острейшим слухом. В три с половиной года я впервые вышел на сцену в качестве артиста в “Чио-Чио-сан”. Моя мама была заведующей костюмерным цехом, я уже не вылезал из театра. Хотя я, конечно, подробностей не помню. Однако такой факт у меня в биографии есть.
- Фуат Шакирович, многие журналисты да и критики Вас любят сравнивать с шампанским. А с чем сравниваете Вы себя?
- Никогда не задумывался. Я вот прилетел в свой родной город, увидел солнце - и безумно счастлив. Долгое время в Москве мне не хватало солнца. Я ведь алматинец, мне надо много солнца.
- Значит ли это, что, несмотря на активную симфоническую деятельность, Вы считаете себя в настоящее время больше наставником молодежи?
- Нет, я и тот и другой наполовину. Сегодня перед дирижером открываются такие многообразные сферы, включая современную музыку и джаз, что замыкаться в какой-то одной, по-моему, было бы ненормально. Я даже хотел бы однажды “вырваться” совсем в другую область - режиссерскую. Поставить “Джанни Скикки” - и обратно, к дирижерскому пульту. Однако есть одна проблема. В мои 82 года все дни расписаны даже на несколько месяцев вперед.
- Попробуйте нарисовать свой профессиональный портрет.
- Я ремесленник... ювелир, если угодно. Мне нравится работать над произведениями так же скрупулезно, как работает ювелир над огранкой камней. Я всегда все дирижирую наизусть: репетиции, все концерты - только наизусть. Моя задача - сделать хорошо, а не много. Я стремлюсь много сделать, мне ведь только 82.
- Что помогает Вам преодолевать трудные моменты жизни?
- Внутренней опорой мне служат те задачи, которые сам ставлю перед собой. Они меня вдохновляют, заставляют активно работать, двигаться вперед.
- Какие Вам нравятся люди, какие качества Вы цените в них?
- Нравятся люди... Добрые и честные. Когда всплывает вранье, начинаются и в отношениях трудности. Ценю в людях трудолюбие, терпение. И способность любить и радоваться жизни. |