ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Увидеть солнце! Культура

Мира Мустафина
У народного артиста России, Казахстана и Татарстана Фуата Мансурова с Евразийским симфоническим студенческим оркестром Казахского национального университета искусств почти что родственные отношения.
Впервые встав за пульт студенческого оркестра, когда тому было лишь несколько месяцев от роду, Фуат Мансуров с тех пор выступает с ним каждый сезон. На сей раз маэстро готовит оркестр к первому европейскому концертному туру, который в период с 22 по 30 апреля пройдет в Вене, Риме, Париже и Москве

alt
Гастрольное турне молодых музыкантов - чрезвычайно ответственное событие, и предпринято оно в связи с председательством Казахстана в ОБСЕ в рамках реализации миротворческой деятельности, направленной на развитие диалога цивилизаций, культур и религий, мира и созидания, а также рекламно-ознакомительной акции-презентации нашей страны.
Знаменательно, что представляет современный суверенный Казахстан новое поколение, выросшее уже в годы независимости. Поэтому ректором Казахского национального университета искусств Айман Мусаходжаевой приглашен один из выдающихся дирижеров современности Фуат Мансуров.
Легендарный дирижер с физико-математическим образованием, разрядом мастера спорта по скоростному бегу на коньках и альпинизму, 82-летний Фуат Мансуров с удовольствием прилетел в Астану.
Фуат Шакирович делает со студенческим оркестром любопытную программу, в которую включены и увертюра Евгения Брусиловского к опере “Дударай”, и симфоническая поэма Серика Еркимбекова “Минарет”, и сюита Арама Хачатуряна из музыки к пьесе Лопе де Вега “Валенсианская вдова”, и сложнейший концерт Арама Хачатуряна для скрипки с оркестром.
“Для полного раскрытия молодого коллектива хорошо бы добавить сюда еще и Концерт для скрипки с оркестром Петра Чайковского!” - думал маэстро. Потом решил соединить в специальной программе для казахстанских слушателей. Конечно, ко времени создания Чайковским Концерта для скрипки с оркестром (1878 год), он уже был автором нескольких произведений в концертном жанре, в том числе и для скрипки с оркестром.
Однако сравнивать его с шедевром Арама Хачатуряна никак нельзя. Тем не менее познакомиться с этим изысканным сочинением великого композитора было необычайно интересно во время алматинского выступления коллектива. Кстати, до выезда в Вену молодые музыканты свое искусство представили жителям Алматы и Павлодара, позади концерты в Кокшетау и Астане, впереди - в Караганде.
Один из первых концертов оркестра в Алматы показал, что слушатели проявляют весьма живой интерес к студенческому коллективу. У Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, где прошел концерт коллектива, “стреляли” лишние билетики. А когда было объявлено, что вход на концерт свободный, публика хлынула в зал, занимая места даже на ступеньках амфитеатра.
В этот вечер за дирижерский пульт вышел сам Фуат Мансуров. У 82-летнего Фуата Мансурова жизнь до краев заполнена творческой работой - недавно завершилось большое гастрольное турне по Европе, где Симфонический оркестр Республики Татарстан с Мансуровым успешно выступил в Золотом зале Венской филармонии - Гевандхаузе...
Известная скрипачка, народная артистка Казахстана Айман Мусаходжаева вновь подтвердила, что является не только прекрасной вокалисткой, но и тонким художником-музыкантом. Оркестр под управлением Мансурова весьма уверенно исполнил всю насыщенную программу.
Несмотря на то, что Фуат Мансуров работал с оркестром над программой всего десять дней, в целом можно говорить о настоящей удаче, открывающей для молодых музыкантов новые, более радужные перспективы во взаимоотношениях с создателями великих сочинений мировой классики.
В принципе, оркестр готов к любым трудностям, но по-настоящему научиться исполнять музыку Чайковского или Хачатуряна можно только на практике, путем проб и ошибок. И избежать многочисленных “подводных камней”, в первый раз берясь за такие глыбы, как Концерт для скрипки с оркестром, вряд ли возможно. Когда речь идет о Петре Ильиче, тем более о Концерте для скрипки с оркестром, требующей столь колоссального напряжения, что многие дирижеры ставят в программу концерта только ее одну, без всяких “добавок”, музыкантам необходимо иметь свежие силы. Даже тогда, когда эта музыка играна многократно и находится у них, что называется, на кончиках пальцев. А уж когда она играется впервые - притом, что маэстро проводит репетиции с полной отдачей и музыканты отвечают ему тем же (чему мне довелось быть свидетелем накануне), понятно, что силы надо сильно рассчитать.
Так что оркестр в этот вечер совершил настоящий подвиг. Поэтому по духу и атмосфере, а во многом и по качеству звучания это исполнение было достойно великой партитуры и адекватно дирижерской ее интерпретации. Сама же интерпретация стала одной из самых захватывающих и убедительных, какие только доводилось слышать в Алматы.
Фуат Мансуров проживал все трагические катаклизмы и рефлексии изнутри, одновременно словно бы и воспаряя над ними, благодаря чему высокая трагедия нигде не соскальзывала в истерический надрыв мелодрамы. Каждая из частей Концерта оказывалась соразмерной целому, а темпы, динамика и фразировка были на редкость органичными и в момент исполнения представлялись едва ли не единственно возможными.
У Фуата Мансурова удивительно певучие руки, свободный, уверенный жест. А молодые музыканты в оркестре старались демонстрировать великолепную форму: качественную игру всех оркестровых групп, наполненное, мощное звучание, чистоту тембральных красок.
“Какая музыка, которая до сих пор звучит в моем мозгу, в моем сознании?” - переспросил меня Фуат Шакирович. Потом на минутку задумался. И ответил:
- 1941 год. Алма-Ата, вокзал станции Алма-Ата I. Мы провожали на фронт 316-ю гвардейскую дивизию генерала Панфилова. На привокзальной площади, где было собрано несколько оркестров. Мы играли “Прощание славянки”, рыдали женщины и мужчины. С тех пор, когда я слышу звуки этого марша, я плачу.
- Фуат Шакирович, каким Вы были ребенком?
- Ребенком я был обычным. Летом лазил по горам, благо горы рядом с моим домом. Зимой я бегал на коньках, естественно. Я вставал в половине шестого утра, бегом бежал на стадион “Спартак” - город небольшой, затем после тренировки я приходил в университет на лекции. Вот так я экономил время. Спасибо маме с папой, они наделили меня острейшим слухом. В три с половиной года я впервые вышел на сцену в качестве артиста в “Чио-Чио-сан”. Моя мама была заведующей костюмерным цехом, я уже не вылезал из театра. Хотя я, конечно, подробностей не помню. Однако такой факт у меня в биографии есть.
- Фуат Шакирович, многие журналисты да и критики Вас любят сравнивать с шампанским. А с чем сравниваете Вы себя?
- Никогда не задумывался. Я вот прилетел в свой родной город, увидел солнце - и безумно счастлив. Долгое время в Москве мне не хватало солнца. Я ведь алматинец, мне надо много солнца.
- Значит ли это, что, несмотря на активную симфоническую деятельность, Вы считаете себя в настоящее время больше наставником молодежи?
- Нет, я и тот и другой наполовину. Сегодня перед дирижером открываются такие многообразные сферы, включая современную музыку и джаз, что замыкаться в какой-то одной, по-моему, было бы ненормально. Я даже хотел бы однажды “вырваться” совсем в другую область - режиссерскую. Поставить “Джанни Скикки” - и обратно, к дирижерскому пульту. Однако есть одна проблема. В мои 82 года все дни расписаны даже на несколько месяцев вперед.
- Попробуйте нарисовать свой профессиональный портрет.
- Я ремесленник... ювелир, если угодно. Мне нравится работать над произведениями так же скрупулезно, как работает ювелир над огранкой камней. Я всегда все дирижирую наизусть: репетиции, все концерты - только наизусть. Моя задача - сделать хорошо, а не много. Я стремлюсь много сделать, мне ведь только 82.
- Что помогает Вам преодолевать трудные моменты жизни?
- Внутренней опорой мне служат те задачи, которые сам ставлю перед собой. Они меня вдохновляют, заставляют активно работать, двигаться вперед.
- Какие Вам нравятся люди, какие качества Вы цените в них?
- Нравятся люди... Добрые и честные. Когда всплывает вранье, начинаются и в отношениях трудности. Ценю в людях трудолюбие, терпение. И способность любить и радоваться жизни.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение