|
В поисках национальной идеи
В галерее Фонда первого президента Республики Казахстан открылась выставка молодых художников страны. Более 40 участников объединились здесь, чтобы высказаться о своем видении национальной идеи для Казахстана.
20 лет - возраст, весомый для жизни обычного человека, для государственного же развития - срок явно не солидный. Скорее, это точка отсчета, с которой и начинает формироваться история страны. По всей видимости, тема назрела и, как всегда, не могла пройти мимо внимания творческой общественности. По большому счету, именно искусство обладает способностью предвидения и некоторого опережения мировоззренческих процессов, происходящих в обществе.
Молодые художники по-своему стараются ответить, прямо скажем, на далеко не простую задачу. Вполне понятно, однозначного ответа получить и не ожидали. Тема глобальная и масштабная, требующая глубокого философского осмысления и недюжинного мастерства. Скорее, здесь мы стали очевидцами разных подходов в попытке раскрытия актуальности самого подхода к национальной идее для динамично развивающегося молодого государства. Здесь, к сожалению, оказалось трудным обнаружить конструктивную позицию молодых авторов в ее формулировании. Превалируют работы, в которых художники отдают должную дань исторической памяти, констатируя незыблемость духовных и нравственных ценностей казахского народа. Эта естественная попытка к самоидентификации отправляет их к истокам кочевой культуры, проявляется в работах с популярным ныне и практически беспроигрышным вариантом сюжетов с этнографическим налетом.
Тематические картины и натюрморты, главным образом созерцательного характера, так свойственного нашему восточному менталитету, пейзажи, раскрывающие бесконечное разнообразие прекрасных ландшафтов страны - все это свидетельство искренней привязанности молодых авторов к своей земле, прекрасным страницам обычаев и традиций страны. Привлекательными оказались темы продолжения рода, духовного единения и здоровых взаимоотношений в семье, общественной среде, представителей различных наций и народностей как констатация желаемого и имеющего, к счастью, место в наших реалиях. В экспозиции как сквозная линия доминирует оптимистическое мироощущение, позитивное восприятие действительности ее участниками.
Не приходится жаловаться на отсутствие жанрового разнообразия технологических и стилевых решений. Трудоемкая мозаика и гобелен, живопись и графика, войлок и циновка - каждая по-своему раскрывают адекватные возможности материала и способы их художественной интерпретации. В живописи художницы К.Онгарова, Г.Омирзак умудряются использовать и по-своему трансформировать эффектные живописные свойства традиционного текемета (войлока) и биз кесте (вышивки тамбурным швом). Привлекательны творческие искания Венеры Уразбековой. В графических работах Л.Третьяковой отмечается тонкое, трепетное отношение к среде нашего обитания и человеческим контактам. Есть нечто фундаментальное во взгляде Р. Батпеновой в ее символической картине “Казахстанец” (новорожденный). Художественная же формулировка заданной идеи в композициях Н.Саутбекова и Е.Сапарбаева интригуют субъективностью изложения и нестандартностью знаковых формулировок.
И все же после выставки остается ощущение некой недосказанности, незавершенности. Молодые художники, возможно, в силу еще недостаточного жизненного и творческого опыта, боятся глубинного вхождения в тему, ограничиваясь в большинстве своем набором стандартных сюжетов и приемов. В отдельных работах недостает цельности, когда желаемая эпичность высказывания перебивается необоснованной жанровой детализацией, незаконченностью формы и т.д.
Очередной проект Фонда первого президента показал актуальность как самой предложенной темы для нашего общества, так и конструктивность работы с творческой молодежью для ее дальнейшего перспективного развития.
Поэзия конкретного и философия абстрактного
“Лекарство от скуки”- так обозначена персональная выставка известного казахстанского художника Андрея Ноды в арт-центре “Алма-Ата”. Кстати, название - совершенно точно предопределило обстановку на вернисаже. Художник - суперактивный и продуктивный. Чтобы не быть голословной, за 12 лет творчества с момента дебюта Андрея насчитала участие в 33 международных проектах и персональных выставках без учета отечественных проектов.
Вот и теперь с перерывом в полгода он выдал очередную выставку, где представлены практически все его новые работы. Завидной трудоспособности при этом не грозит шаблонность высказывания, хотя это имело бы место быть при такой интенсивности художественного процесса. Но Андрей не может пожаловаться на дефицит идей. Они порой опережают возможность физической реализации. Его произведения на грани изобразительности и притягательной абстракции всегда ассоциативны и возбуждающе эмоциональны. Здесь нет действия, а всегда состояния, то трепетно-нежные, то кардинально-рефлексивные. Открытый локальный цвет не является раздражающим, а фиксирует взаимодействие перетекающих в сложной взаимосвязи энергетических субстанций. Его немногочисленные персонажи при полном отказе от реалистической трактовки парадоксально узнаваемы и характерны индивидуальностью облика и состояния. Следует отметить и особенности технологии его живописи. Не знаем, в чем заключаются профессиональные секреты автора, но выставленные в общий ряд картины (благодаря и умелой их компоновке) воспринимаются то как драгоценная смальта со звучной перекличкой локальных цветов, то поражают разнообразием переходов гладкой и пастозной фактуры, то тончайшими переходами монохромных оттенков.
Баян Барманкулова, искусствовед: “Художник говорит, что хотел бы создавать абстрактную живопись. Пока же энергия натурных впечатлений требует хотя бы легких примет реального мира. Но Андрей готов совершить прыжок в еще не изведанное им пространство”.
Мария Жумагулова |