|
Мира Мустафина
При поддержке Фонда первого президента Казахстана Международный конкурс учащихся хореографических училищ “Орлеу” (“Восхождение”), который на днях прошел в Алматы, назвал имена лауреатов.
Призовой фонд конкурса составил 1,5 миллиона тенге. Неизменными остаются и имена вдохновителей конкурса - Алматинское хореографическое училище имени А.Селезнева и Евразийский фонд культуры
Только на первый взгляд, после завершения международного конкурса учащихся хореографических училищ “Орлеу”, казалось, что написать о состязаниях молодых артистов балета будет легко. Проблемы и успехи, кажется, высвечены давно. Безусловно, много говорят о потерях стилевых особенностей классики, чудовищных фонограммах, способных вызвать аберрацию слуха, неузнаваемых текстах классических вариаций, скудости современной хореографии. Все это хорошо известно специалистам и поклонникам балета, причем по обе стороны рампы. Однако II Международный конкурс учащихся хореографических училищ “Орлеу” предложил новые любопытные ракурсы...
Основой конкурса стал классический танец. Алматинский смотр стал прежде всего соревнованием в области классики, хотя среди участников были и те, кто состязался в номинации “Народный танец”. Конкурс проводился по двум возрастным группам, что практиковалось и ранее.
В этом году формат конкурса расширился - с уверенностью можно сказать, что II Международный стал соревнованием как для исполнителей, так и для хореографов.
Отборочные туры проводились на базе театра юных артистов балета Алматинского хореографического училища имени А.В.Селезнева, в которых приняли участие более 100 человек из 12 стран мира.
“Конкурс “Орлеу” - единственный конкурс подобного уровня на территории Центральной и Средней Азии. По уровню представительства конкурс хореографических училищ уже на настоящий момент опережает профессиональные балетные конкурсы, организованные в Казахстане. Уверены, что география конкурса будет расширяться”, - говорит директор Алматинского хореографического училища имени Селезнева Карлыгаш Мурзаханова.
Все дни конкурса стали, как и обещали организаторы, торжественными. Динамика двух туров выявила настоящую тонкую игру индивидуальностей, драматургию борьбы. Яркие впечатления оставила многочисленная команда Алматинского хореографического училища имени Селезнева: крепкая техника оказалась подкрепленной музыкальностью и пониманием стиля, что еще раз утвердило наш веру в самобытность и состоятельность казахстанской школы. Кто помнит и знает - селезневцев по образованию, ныне работающих в разных театрах мира, предостаточно. Педагоги-хореографы, естественно, правы: участие в конкурсах обеспечивает соревновательную возможность роста, сам процесс подготовки программ способствует концентрации сил и выработке характера. И вдвойне правы те наставники, которые оставили своих учеников, переместившихся со сцены в зрительный зал, на весь конкурсный период: расширение кругозора обеспечит в скором будущем этим же воспитанникам непреложное усердие в дальнейшем образовании.
Международный конкурс, по мнению одного из организаторов - президента Евразийского фонда культуры Ерулана Канапьянова, должен в первую очередь способствовать повышению престижа и конкурентоспособности балетной школы Казахстана на мировой арене, а также продвижению имиджа национального хореографического образования, искусства и культуры.
|
Балкия Жанбурчинова - гран-при конкурса |
Одно из самых ярких впечатлений - Балкия Жанбурчинова. Ей ведомы ностальгический дух романтизма и секреты покоряющего женского обаяния. Девушка стала обладательницей гран-при.
А другой фаворит конкурса Арман Уразов подарил ценные моменты театральных впечатлений, сотканные из игры света и тени. Уважением к танцевальным деталям и глубиной восприятия стиля обнадежил поклонников балета Арман Уразов, которого можно назвать открытием алматинского конкурса. Его техника сочеталась с лихой удалью души. Уразов блеснул широтой и открытостью танца.
Один из ярких сюжетов конкурса - звучание забытых танцевальных голосов представителей Казахстана и Южной Кореи (Сымбат Жумагулова и Канн Мин Джи находятся в диалоге и с танцевальной, и с актерской традицией). Мужскую породу и благородство пластической речи показали Еркин Рахметуллаев и Айбек Базарбаев, которых хочется отнести к родовому семейству Алматинского хореографического училище имени А.Селезнева, которое они представляли. В их танце акцентировались мелкие па и весьма лукавые нюансы.
Безусловно, конкурс позволил увидеть многих артистов в развитии. Набирала блеск на марафонской дистанции Нагиса Фуджита из Японии. Если вспомнить, что конкурсное движение в пору своего рождения начиналось как манифестация открытий, то Нагиса Фуджита, чей танец приправлен скрытым, но знойным темпераментом, - тому подтверждение. На первом туре она допускала ошибки, но в дальнейшем показала редкую актерскую раскованность и техническую свободу.
|
Второй фаворит конкурса Арман Уразов |
Осмелюсь предположить, что жюри осознанно поощрило ростки самобытности, “не заметив” неудачи японки в первом туре. Это не причуда, а осознанная позиция жюри. Ведь одна из основных задач конкурса - способствовать развитию международного творческого сотрудничества, повышению исполнительского мастерства и выявлению новых звезд.
Возглавил жюри народный артист СССР Рамазан Бапов, с именем которого связана судьба казахстанского балета второй половины XX века. Сегодня он главный хореограф старейшего театра оперы и балета республики - Государственного академического театра оперы и балета имени Абая.
В состав жюри вошли звездные имена мирового класса: директор и балетмейстер балетной труппы и школы Венского театра оперы и балета Дьюла Харангозо и директор японской ассоциации балета Кацухиро Кодама.
Кстати, “Орлеу” славится своей демократичностью, что, конечно, ставит перед жюри задачи повышенной сложности и определяет основным критерием оценок исключительно Талант. И алматинскую публику, театральную и понимающую, нельзя было упрекнуть в недостатке энтузиазма. Все дни конкурса и на гала-концерте наблюдался аншлаг.
Почти с самого начала выступления на гала-концерте дуэта Асель Кумаровой и Азамата Аскарова стало понятно, что лидирующее положение занимает партнер. Аристократическая юная Асель и ее красивый и галантный кавалер с неплохой техникой, точностью нюансов, победным шиком академизма несли память об абсолюте классического танца алматинской балетной школы. К слову, Азамат стал лауреатом в номинации “Классический танец”.
Вот таков был пасьянс актерских и танцевальных заявок на звездные судьбы на II Международном, который в точности показал особенности сегодняшнего творческого процесса и даже, пожалуй, нарисовал портрет балетной школы. |