|
И история ожила...
В Центральном выставочном зале открылась персональная выставка Абдумалика Бухарбаева - известного художника-монументалиста, лауреата Государственной премии республики, кавалера ордена “Знак почета”. Проводится она по инициативе Комитета по культуре Министерства культуры и Всемирной ассоциации казахов.
Уже в студенческие годы Абдумалик-ага был страстно увлечен историей и культурой своей родины. Иначе как зовом крови это не назовешь. И уже в Казахстане он реализовал грандиозный проект своей жизни: цикл портретов известных деятелей и мыслителей Казахстана за период 1500 - 2000 годов. С позиций реалистических это практически невозможно. Такова специфика истории развития нашей страны, что наличие фотодокументальных источников весьма скудно. И это касается более близких к нам времен - XVIII-XIX веков, не говоря уже об эпохе средневековья и более ранних периодах отечественной истории.
Отсюда более кропотливым и длительным оказывается труд, предшествовавший непосредственному исполнению живописных работ. Работа в архивах, с разнообразными источниками стала серьезным основанием и обоснованием для появления портретов более или менее близких к оригиналу - образу исторической личности. Создание историографии - дело всегда ответственное, требующее максимальной документальной и художественной достоверности.
“Кто ищет, тот всегда найдет” - в полной мере справедливо в отношении деятельности художника, весь свой пыл и энтузиазм вложившего для осуществления собственных амбициозных намерений. И ситуации как бы сами шли ему навстречу. Уникальные материалы разными путями попадали ему в руки. Образ средневекового деятеля Ахмеда Ясави стал для нас хрестоматийным, и тем не менее спустя более 500 лет трудно представить и восстановить визуально его облик. Автору повезло: в его руки попал графический набросок неизвестного турецкого художника, который он и взял за основу своего портрета. Возможно, образ философа также был выполнен по воображению, но он стал как бы отправной точкой. Воссозданию образа Тамерлана (хромого Тимура) предшествовало изучение научных изысканий советского ученого антрополога Герасимова.
Каждый портрет имеет свою предысторию. Либо это редкий набросок в архиве, либо чудом сохранившиеся фотографии, либо воспоминания или литературные образные интерпретации. Художник тщательно исследует эпоху, в которой проживали его модели, ибо не менее важно передать особенности костюма, оружия, важные детали и атрибуты исторического времени. Выгодно отличаются портреты, в которых динамика позы и разнообразие ракурсов полнее раскрывают психологические особенности персонажей для восприятия зрителями не своего рода архетипа, а конкретную личность с, как правило, непростой, полной драматизма, человеческой судьбой. Импонирует на редкость удачный, очень живой, полный внутреннего движения образ всенародного любимца - композитора Шамши Калдаякова. Созданная галерея, включающая в себя 150 портретов, особенно важна для подрастающего поколения в процессе обращения к духовным истокам, культуре и истории своего народа, привнося в него так необходимую живую человеческую ноту.
В искусстве нет провинции
В гостях у галереи “ARK” - выставка из фондов музея Тараза. Семь лет прошло с тех пор, как здесь экспонировалась первая персональная выставка Леонида Владимировича Брюммера в рамках проекта “Неизвестный...” Более полное представление о творчестве художника с непростой и драматичной судьбой и при этом высоким уровнем художественного дарования можно получить на данной выставке. Она логично вписывается в саму концепцию галереи, которая с момента своего создания организовала ряд выставок ретроспективного направления. Ведь русское присутствие в Центрально-Азиатском регионе, в том числе и в Казахстане, не было случайным и эпизодическим. Оно оказало мощное влияние на формирование национальной школы, способствуя сохранению и развитию лучших традиций русского искусства и их интерпретации на местной почве.
Общеизвестно, что основы академической школы наши художники получали в ведущих художественных вузах России. Влияние же русских мигрантов, волей или неволей оказавшихся на нашей территории, - практически белые пятна искусствознания, оставшиеся вне поля всяких научных изысканий. А между тем они так или иначе, через формальные и неформальные контакты и другими путями участвовали в формировании специфичного художественного пространства в Казахстане и Средней Азии. Галерея взяла на себя непростую, но благодарную миссию преодоления существующих научных стереотипов (что объясняется объективности ради реальными причинами - просто руки не доходят) в изучении иного искусства, свободного от установок прессинга советской идеологии и потому оказавшегося в забвении на долгие годы. А между тем это целый важный пласт, позволяющий вывести из тени всегда существовавшее и никаким образом нигде не зафиксированное “неофициальное искусство” со своими уникальными образными и формальными стилистическими особенностями.
Выставка Л.В. Брюмера из этого ряда. Начало его творческой биографии совпало с непростыми историческими перипетиями предреволюционного и революционного периода, гражданской войны. Он успешно завершил учебу с отличием в художественном училище в Киеве, продолжил обучение в Санкт-Петербургской академии, окончить которую помешали послереволюционные события. Его постоянные перемещения в различные города России и Украины, вплоть до депортации как этнического немца в Казахстан в 1941 году, не помешали ему создать и сохранить громадное наследие - более 1000 работ. Еще на заре его творческой карьеры профессор Императорской академии художеств Н.Н.Дубовской сказал: “Ни я, ни академия ничего не сможем вам дать. У вас, молодой человек, редкий глаз, отличное чувство красок и колорита”.
Мария Жумагулова |