|
Парадокс синтеза созерцательности и энергетики
В художественной галерее “Ою” открылась персональная выставка Гульнар Суинбаевой “Дух, ведущий к истине”. Более 20 лет она беспрерывно занимается творчеством, а выставиться решилась впервые. Желание осмыслить пройденный путь, взглянуть на себя как бы сторонним взглядом, определить, что же получилось в результате долгих, нелегких исканий, предопределило этот шаг. В экcпозиции собраны работы более ранних и последующих лет, последнего времени, делая очевидными как для самой художницы, так и ее почитателей истоки и последовательность в ее профессиональном развитии. Здесь предстает непростой, но достойный всяческого уважения путь Гульнар со всеми ее сомнениями, размышлениями, упорством в постижении совершенства в пластике форм, цвета, своей личной и сокровенной темы. Она очень искренна в своих заблуждениях, озарениях, удивительных творческих находках и приобретениях.
Импонирует, что художница не боится признаваться в своих ошибках, и этот момент становится отправным в поисках истины и стимулирует ее к продвижению по пути к собственному “я”.
Ее духовные поиски, безусловно, вознаграждаются отдельными поистине шедеврами, в которых отмечаются ее собственные авторские находки, делающие узнаваемыми и неповторимыми ее творческие сентенции. 20 лет Гульнар не творила в пустоту. У нее сложился свой круг почитателей и покупателей, как правило, из дальнего зарубежья, падких, в хорошем смысле этого слова, на нечто необычное и непредсказуемое.
Гульнар по натуре - человек созерцательный, качество само по себе удивительное в современной круговерти суетной жизни. С детства она привыкла все свои бесконечные раздумья и размышления хранить внутри себя и молча выплескивать на бумагу. Ее любимыми собеседниками были старики, щедро делившиеся с ней бесценными крупинками неспешной казахской философии.
И все эти годами накапливавшиеся в ней фрагменты народной мудрости способствовали аккумулированию в ней особого духовного состояния, пристального внимания к традиционным занятиям казахских мастеров и мастериц. Так, в ней до сих пор живо отзываются звуки горна, кузнечного молота, ассоциирующиеся с образом деда - кузнеца, а принципы курака (лоскутной техники) активно используются в ее живописной системе. Более того, Гульнар сама создает композиции, в которых методом коллажа, аппликации добивается эффекта архаичной техники, хотя здесь иная образная выразительность, обращенная к ее современникам. Отсюда истоки абстрактного мышления, позволяющие смело оперировать сочетанием необычных форм и их звучной цветовой нюансировки, где каждый аккорд обладает силой и мощью. Поразительно, как совмещаются в творчестве художницы ее внутренняя созерцательная природа и пульсирующая энергетика ее работ.
Баян Карибаевна Барманкулова, искусствовед: “Потенциал очевиден. Проделана огромная работа. Не все однозначно, есть работы с элементами заимствования, хотя автор никого не компиллирует. Есть очень сильные работы, в которых обнаруживаются собственные стилистические решения, которые и надо дальше развивать”.
Дары “Зеленого базара”
В новом открывшемся салоне искусств “Аrtfoglio” состоялось открытие выставки творческого содружества художников “Зеленый базар”. Само название сразу же ассоциируется с нашим прекрасным городом, где зеленый базар - его неизменный и знаковый атрибут. Но художники отнюдь не зацикливаются на этом, подразумевая за ним обширную интерпретацию. Главное же, что группу из 15 художников объединяет единство, состоявшееся не враз и не сегодня. Ими проведен уже целый ряд совместных проектов с широкой географией их реализации, тем и замыслов, технологий и материалов. Они выдержали проверку временем, констатируя комфортность взаимного сосуществования в едином художественном пространстве и возможность творческой консолидации при всей разности подходов к предлагаемым концепциям проектов.
Созданное содружество непроизвольно подтверждает наличие многонационального фактора в казахстанском искусстве как его принципиальную особенность, являя собой в миниатюре эту реальную данность. Участники группы - казахские, русские, итальянские, испанские, армянские, украинские художники. Безусловно, национальные истоки отложили свой неизгладимый отпечаток на творческой сущности их искусства, хотя не всегда являлись определяющими. Художники живут в данном времени, сообразуясь с космополитическими воззрениями быстро меняющегося и стремительно консолидирующегося мира. А объединившая их всех казахстанская почва также прямо или опосредованно влияет на содержание и формы искусства.
Обозначенная “зеленая” символика дает простор участникам в ее свободном толковании в материале, сюжетной трактовке, цветовой палитре, в широком использовании тех или иных атрибутов зеленого рынка. Здесь керамика выходит за рамки своего привычного функционального предназначения (хотя и это присутствует), приобретая свойства малых скульптурных форм. Живопись разнится по тематике и способам воспроизведения. Подчеркнутая простота технического воплощения Всеволода Демидова, как всегда, компенсируется оригинальностью замысла. Ироничный взгляд Кармине Барбаро на уходящую архаику казахского быта не в силах скрыть его внутренние сожаления об этом и тем большее желание “остановить мгновение”. Балхия Хусаинова продолжает дерзко расширять диапазон материалов и способов их приложения, все более материализуя живописное пространство. Господство зеленого здесь не навязчиво, приобретая прекрасное соседство со всем радужным спектром цвета в силу изобретательности и неповторимой индивидуальности каждого участника проекта. Этот дебют художников объединения в данном составе в стенах нового салона - своеобразный задел в новом формате существования. А что дальше - покажет время.
Мария Жумагулова |