|
Мира Мустафина
В выступлении в преддверии Международного дня театра лауреата международных конкурсов Гульзат Даурбаевой на сцене ГАТОБа имени Абая была своя острота. Состоялся первый сольный концерт певицы.
Однако это был настоящий триумф ее искусства: сильного, захватывающего, как стихия, увлекающего своей природной чистотой и искренностью. Никакой игры - только жизнь, настоящие переживания и эмоции. Второй участник проекта, который выступил в качестве и аккомпаниатора, и солиста (с интермеццо из оперы “Сельская честь” П. Масканьи) - симфонический оркестр старейшего в республике театра под управлением Нуржана Байбусинова. Сегодня оркестр имеет репутацию одного из самых динамично и своеобразно развивающихся коллективов страны
Драматургия сольного концерта, весьма привлекательная и захватывающая, поставлена режиссером ГАТОБа имени Абая Ляйлим Имангазиной.
Начав концерт с арии Каватины Нормы из оперы “Норма” В.Беллини, солистка Государственного академического театра оперы и балета имени Абая Гульзат Даурбаева в конце вечера, состоящего из двух отделений, предложила вниманию публики известное произведение Ю.Лебедева “Мой Казахстан”.
В центре же оказались полные изящества популярные образы: мадам Баттерфляй, Шимена из оперы “Сид”, Лиза из “Пиковой дамы”. Исполнила певица и “Последний вальс” Масона. Сольный концерт, призванный показать все лучшее, что имеет в репертуаре певица, прошел на ура. Удивительный получился вечер, непохожий на помпезные, политые патокой поздравительные мероприятия.
Корзины цветов и коллеги, выступавшие в концерте (солист театра оперы и балета г.Анкары Серкан Кожадере, лауреат международных конкурсов Дина Хамзина, солист ГАТОБа имени Абая Халид Нуралиев, а вечер открыл народный артист Казахстана Тунгышпай аль-Тарази), все это оказалось не более чем легким и в меру приятным антуражем, незамысловатым фоном, на котором царила Гульзат Даурбаева.
Конечно, в этот вечер ей дарили цветы, дарила и она сама, отдаваясь сцене, проживая каждую ноту, словно в последний раз. Было в ее образах ощущение мудрости, был опыт и вместе с тем - открытость к жизни и переживаниям, стремление к будущему, познанию жизни, свойственные молодым и талантливым людям.
Имя Гульзат Даурбаевой на музыкальном небосклоне - синоним безупречного вокального мастерства.
Все складывалось в ее жизни, как в сказке про Золушку: девочку из простой семьи добрая фея удачи приводит в Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы. В студенческие годы она говорила сама себе: “Управляй своим временем!”. Что значили эти слова в ее жизни? Гульзат была так увлечена учебой, что с утра до ночи проводила время в консерватории.
Именно в годы учебы Гульзат поняла, что от артистов зрители всегда ждут чего-то особенного. “Но мы такие же, как остальные люди. Также страдаем, любим, негодуем. Все мы ранимы, уязвимы”, - думала она. А потом все же поняла, что в этом суть выбранной ею профессии. От артистов зрители ждут откровений. Впереди ее ждала вечная работа, вечное сомнение, вечная тревога. Но что делать, таков путь на сцену.
Музыка для нее жизнь, ее смысл и цель. Особенно вокал, потому что живой человеческий голос - самый выразительный инструмент, способный передать любовь и ненависть, радость и гнев, счастье и страдание. В этом Гульзат глубоко убеждена.
Сразу после окончания консерватории она была принята в Государственный театр оперы и балета имени Абая и уже через некоторое время исполняла главные партии во многих спектаклях. Безусловно, галерея ее ролей начинается с Флории Тоски, далее - Баттерфляй, Аида. А рядом - Татьяна Ларина, Лиза...
В 1996 году Гульзат стала лауреатом Международного конкурса имени Ш.Калдаякова. И, наконец, блистательная победа на Международном конкурсе вокалистов имени Б.Вайкля в 2000 году, где она завоевала звание лауреата, первую премию. Два года спустя получила Гран-при на республиканском конкурсе вокалистов имени К.Байсеитовой.
На оперной сцене Новосибирска она исполнила ведущую партию сопранового репертуара в сложнейшем произведении Дж. Верди “Реквием”. Тогда российские музыковеды и журналисты отметили, что Гульзат Даурбаева как будто создана для итальянской романтической оперы, партий мирового репертуара.
Сфера, дающая простор ее драматическому дарованию, - это стихия сопрано, тайны которого открыла ей сама природа. Гульзат - обладательница красивого голоса. Мягкий, очаровывающий тембр привлекает внимание многих ценителей оперного искусства. Плюс прекрасная вокальная школа. Вдумчивое отношение к изучению оперного и концертного репертуара. Каждый образ, созданный певицей, - это яркое событие в театре. Нет ни одной партии, исполненной Гульзат, оставившей равнодушным слушателя.
Гульзат Даурбаева не только оперная певица высокого уровня, но и проникновенная камерная исполнительница с огромным стилевым диапазоном. Поражаешься, каким образом ей оказываются близкими и величие мысли Х.Кано, и аристократически утонченный мир В.Масона. У артистки весьма обширный репертуар. И на каких острых контрастах выстраивала она концертную программу, абсолютно преображаясь в каждом номере, - оперная ария или песня, и везде потрясающая простота и естественность исполнения. Никакой позы, ни одного лишнего жеста, все исключительно в пении, тембре, голосе.
Есть в сердце певицы уголок, навсегда отданный казахской народной песне, с которой начался ее путь к оперной сцене. Как-то Гульзат призналась: “Обожаю исполнять народные песни! Это приносит облегчение моей душе”.
Кстати, симфонический оркестр в этот вечер великолепно прозвучал и в интермеццо из оперы “Сельская честь” на музыку П.Масканьи. Дирижер Нуржан Байбусинов вложил столько страсти в интерпретацию этой композиции. Вообще оркестр играл не просто замечательно, а так, будто сцены для него не существует и он с ней никак не соотносится. Играл вдохновенно, на широком дыхании, тактично подавая певцов (особенно во втором отделении концерта). И исполняли свои партии Дина Хамзина, Халид Нуралиев, Серкан Кожадере, и играли так, будто находятся внутри вполне традиционного спектакля и главное для них - сказка, а не ситуация двоемирия, которая последовательно выстраивалась на подмостках старейшей оперной сцены республики. Покоряет стремление солистов к единству и гармонии музыкального и сценического рисунков.
Абсолютным хитом сольного концерта стал выход Гульзат Даурбаевой и Рафаэля. Они исполнили “Последний вальс” В.Масона. Сорвали бурные аплодисменты и крики “Браво!” И все потому, что, во-первых, номер беспроигрышный, во-вторых, оба - воплощенное совершенства техники и грации.
Гульзат создала действительно образ - великолепным пением, органикой поведения, какой-то естественной прочувствованностью всего, что с ней происходит. Хорошо звучал Рафаэль - звонко, полетно, с ясной, отчетливой дикцией.
После концерта мы поинтересовались у нашей героини: “Волновались перед двухчасовым выступлением?” - “Я всегда с волнением выхожу на сцену!”
“И каждый раз с вдохновением?” - спросили мы.
“Когда приходит вдохновение: все идет как по маслу, голос льется легко и свободно. Вообще, для меня важен первый выход. Сразу, при первом появлении, я должна “взять” зрительный зал. Поэтому всегда выхожу страстно и с огромным желанием доставить слушателям удовольствие!” - ответила Гульзат Даурбаева. |