|
“Казахская хроника” в развитии
В Центральном выставочном зале открылась персональная выставка “I’m Kazakh” Сауле Сулейменовой. Это продолжение серии “Казахская хроника”, начатая художницей в 2005 году.
В течение пяти лет она развивает заявленную тему, ибо ей есть что сказать: “ У нас пока еще нет национальных образов, известных миру, у нас еще не сформирована национальная идея. Наше преимущество в том, что у нас есть редкий шанс - создать все здесь и сейчас...” Только так, не меньше и не больше, Сауле сформулировала свое программное заявление, которому следует все это время.
Парадокс ее искусства в том, что оно достаточно сложно и одновременно просто для восприятия. В нем нет навороченности, чем нередко грешат современные художники, делающие их творчество доступным порой только для избранных.
Художественный язык Сауле более чем демократичен благодаря предельной простоте визуального изложения. Тем более что обращение к фотографии приближает ее произведения к качествам документальной хроники. В синтезе с чисто художественными приемами они сохраняют ясность и чистоту изображения. Здесь не обнаружишь явного драматизма. Внешне все спокойно. В картинах практически не происходит никаких событий, действий. Ее герои - наши современники и ушедшие поколения - находятся как бы в состоянии торжественного позирования перед объективом. Так нередко бывает в нашей жизни - тщательно позируем фотографу, чтобы остаться запечатленными в чьей-то памяти такими, какими желали бы себя видеть. А желаемое, как известно, не всегда действительное. Можно воспринимать их просто как констатацию стремительно меняющегося времени.
В то же время эти работы далеки от воображаемой идиллии. Есть какое-то не сразу осознанное ощущение внутренней тревоги и переживаний. По существу, искусство Сауле при внешней благопристойности глубоко социально и даже радикально. Как точно выразился Тимур Нусимбеков: “Она позволила социальной природе Казахстана и психогеографии родного города влиять на выбор ракурсов для своих работ и сообразно этим факторам направлять движение кисти”. Ей удалось увидеть в этом бурлящем круговороте событий сегодняшней нашей жизни всепоглощающую неопределенность, духовную раздвоенность общества, утрату внутренней цельности наших предков, мешающих нашему самоопределению и самоидентификации. Мы все еще на распутье. Сауле без внешней патетики, без лишнего надрыва вкладывает глубокий подтекст в свои произведения. Ее размышления невозможно втиснуть в одну картину и даже серию. Она находится в постоянном поиске новых средств изобразительности, изобретает авторскую технику, адекватную ее замыслам. Длительное пребывание в теме развивает в ней обостренное восприятие, социальную зоркость и собственную эстетику художественного изложения. Сейчас данная экспозиция готовится к представлению во Франции.
Ее величество - акварель
Остается только удивляться творческой активности Рашида Кулбатырова, только за последнее время представившего публике три свои персональные выставки. И при этом умудрился ни разу не повториться.
Последняя из них в Центральном выставочном зале называется “Весенний прилив” и полностью представлена в акварельной технике. Так он явно обозначил свои живописные предпочтения. Рашиду вполне комфортно и уютно в акварели, с которой он давно на “ты”, и ее неуловимую природу сумел укротить в процессе своей многолетней практики. Ведь у каждого художника свой творческий ритм. Акварель же требует спонтанности и быстрого выплеска на бумагу. Это своего рода экспромт, в котором каждое движение кисти должно отличаться снайперским попаданием, и самая малейшая неточность может испортить все предыдущие усилия.
Его работы никого не оставляют равнодушным, ибо артистическая легкость письма становится как бы естественной частью художественного организма и так же, как и собственно лейтмотив произведений, полностью принимаются зрителем. Ничто не сковывает его технических возможностей. В маленьких миниатюрках он виртуозно компонует сложнейшие мотивы. Либо демонстрирует абсолютно противоположное качество: два-три едва заметных мазка и перед нами предстает совершено очаровательное создание - изящная фигурка дамы под зонтиком. О городских же пейзажах сказано уже достаточно. Но свежи в его памяти и впечатления детства, которые никогда уже не повторятся хотя бы потому, что, к сожалению, продолжает иметь место социальная деградация села. И тем более важны малейшие детали деревенского быта с той наивностью и непосредственностью восприятия, утраченных в процессе ускоренного развития современной цивилизации. Здесь интересна позиция подачи темы автором, который осознанно ставит себя на место того босоногого мальчишки, живо реагирующего на новые события, которыми не так богата жизнь отдаленной провинции.
Аульная жизнь одухотворена трепетным отношением художника. Совершенное владение техническими приемами в акварели позволяет Рашиду легко справляться с разрешением сложнейшей сюжетной линии в композициях, что вполне естественно и не составляет трудности, скажем, для масляной техники. Замечательные ритуалы и обряды, раскрывающие природу национального характера, в трактовке Рашида приобретают трогательную и естественную интонацию. Они лишены так часто встречающейся сейчас в отечественном искусстве ощущения поверхностной экзотики и экзальтации, ибо в них нет места надуманности и искусственного притягивания за уши привлекательных мотивов в угоду ложной патетике и патриотизму. Это естественная среда, в которой он рос и состоялся как личность, как художник, пронзительно ощущая собственную сопричастность к тому, что пишет и о чем непрестанно размышляет. Его душа и рука не устают трудиться, продолжая поставлять его поклонникам желаемые островки, где обитают тишина и гармония и не остается места докучливой суете.
Мария Жумагулова |