|
Мария Жумагулова
Бабушкин сундучок в новом качестве
В галерее “Ретро” в преддверии первого весеннего месяца открылась выставка “Наурыз. Дерево желаний”, автором которой является Гульнар Омарова. Как известно, все новое - хорошо забытое старое. Эта банальная истина открылась в свое время художнице, которую она сразу взяла себе на вооружение. Исследование, изучение и дотошное исполнение всех известных приемов казахского рукоделия стали для нее основополагающей базой в творческом развитии. Сила Гульнар - именно в постоянном совершенствовании собственного мастерства, когда не остается секретов этого удивительно прекрасного и притягательного ремесла.
Но Гульнара пошла дальше. Владение традиционным арсеналом выразительных средств подталкивает ее к новым экспериментам с тем, чтобы сказать свое слово с сегодняшней интонацией. В этом и заключается парадокс ее творчества - заставить заговорить архаичный язык в современном контексте и быть понятым всеми.
На выставке представлены произведения, в которых просматриваются приемы древних мастериц - ћџрак (лоскутная техника), бiз кесте (тамбурный шов), таћыр кiлем, тљктi кiлем (гладкое и ворсовое ткачество)... Вроде бы все одно и то же. Но ее работы чрезвычайно актуальны, стильны и гармонично смотрятся в современном интерьере. Она не довольствуется только орнаментальной пластикой, занимающей у нее достаточно места, но вводит и изобразительные элементы, идеально согласующиеся с нею. Фантазия Гульнар позволяет ей преобразить даже канонические узоры, от чего они приобретают интригующую новизну. Ну а в технологическом плане она настолько изощряется и причудливо сочетает свою находку с известными, наработанными веками средствами, что создает абсолютно свежую, неординарную композицию. Но ничего не дается легко. Порой замысел опережает ее технические возможности. Но и это только стимул к поискам, результатом которых становится очередное ноу-хау в рамках старого, как мир, бабушкиного ремесла.
Отсюда необычная фактура, где отступление от правил только прибавляет шарма ее работам. Строгость гладкого тканья перебивается неожиданностью рельефно выступающих деталей. Экспериментирует она и в колорите, не отказываясь от привычной звучности цвета, но вводит совершенно не присущую национальному творчеству современную гамму. Использование современных дополнительных декоративных материалов (страз, блесков...) не мешает цельности восприятия работ благодаря особой деликатности их “внедрения “ в художественный организм.
Надежда Полонская, искусствовед: “Одна из работ называется “Дерево желаний”. Это символ всего, что представлено в экспозиции. Дерево желаний в природе - это своего рода старинная инсталляция, в которой принимают участие немало людей. Здесь же тканая композиция, которая передает характер той старинной, вдохновившей художника на этот образ”.
На любой вкус и цвет
В канун женского дня на вернисаже Дома художников СХ Казахстана открылась красивая, яркая, расцвеченная всеми цветами радуги выставка декоративно-прикладного искусства. Здесь представлены дипломные и студенческие работы Казахской национальной академии искусств имени Т.К.Жургенова. Первое впечатление: произведения выполнены вполне профессионально, с глубоким знанием основ народных художественных ремесел, а по духу - достаточно актуально в соответствии с требованиями современного дизайна. Впечатляет широкий диапазон владения материалами и технологиями - художественная обработка металла, дерева, художественная керамика, ткачество, вышивка, художественная обработка войлока, пластика малых форм.
В силу использования разнообразных приемов, активного введения современных элементов, дерзновенного творческого мышления юных авторов известные тысячелетиями утилитарные изделия получили новое звучание. К примеру, Н.Мустафина изготовила сырмак как бы вполне традиционный - в общепринятой черно-белой гамме. Да и в использовании орнамента соблюдает древнюю семантику. И только вкрапление отдельных деталей внесло в композицию совершенно новые динамичные ритмы.
Совершенно иной подход у Б.Досжанова. Он избирает фризообразную композицию, где в негативно-позитивном отражении размещены танцующие фигуры (аналогичные петроглифам). А обозначение в правом углу времени события - ночное небо с луной и звездами - создает асимметрию, абсолютно не присущую прикладному искусству.
Представлено разнообразие техник чия, где заметно выделяются работы А.Махамбетовой, в которых стиль исполнения также не апеллирует к былым традициям. А композиция А.Кенжегалиевой “После дождя” оставляет уже эмоциональные впечатления, сообразуясь с особенностями изобразительного искусства. Графически чисто исполнен чий в монохромной гамме “Ласточки” С.Кульчиковой.
Представленная керамика больше ассоциируется с архефактами древневекового Казахстана: это светильник Д.Асановой и декоративные блюда К.Кабдишева.
Кожаный торсык с деревянной подставкой в исполнении Р.Муликбаева выдерживает параметры своих этнографических собратьев с небольшими декоративными дополнениями.
Очень современно воспринимается вышивка “Супрематизм” И.Махамбетовой, где мягкая прозрачность фона контрастирует с яркой фактурной мозаикой аппликации и вышитыми компонентами. А войлочные аксессуары к одежде оригинальны, придавая черты уникальности их счастливому обладателю. В целом же можно констатировать, что выставка удалась и есть надежда на ожидаемую преемственность творческих поколений. |