|
Мира Мустафина
Пространная экспозиция произведений современного изобразительного искусства Казахстана в столичном арт-центре “Куланши” оказалась шкатулкой с сюрпризом. Под эгидой популярного арт-центра казахстанским любителям искусства были показаны работы, которые уже побывали в Нью-Йорке и Берлине
“Запах полыни” - так называется кочующая выставка, придуманная директором арт-центра “Куланши” Лейлой Махат. До этого данная экспозиция была представлена в секретариате ООН в Нью-Йорке и центре современного искусства в Берлине.
Идея проекта возникла два года назад. Выставка получилась более чем концептуальной и остроумной, что вообще редкость. В качестве молодых предстали уже маститые художники: Лейла Махат, Аскар Есенбаев, Ботагоз Аканаева, Сагынтай Алимбетов, Женис Какенулы, Галым Каржасов, Сержан Баширов.
- Все работы современны и в тематическом, и в стилистическом плане, - говорит куратор проекта Лейла. - Нам удалось удивить искушенную западную публику. “Вы показали разный Казахстан, - слышали мы. - Яркий и сильный по энергетике”.
И, кстати, художница убеждена: нет такого понятия “молодой художник”. Судите сами: у нас границей зрелости для художника считается возраст 35 лет. Однако Рафаэль умер в 37 лет, но язык не поворачивается назвать фреску “Афинская школа” произведением начинающего художника. Пикассо придумал кубизм, когда ему было лет 25. А икону современного искусства “Один и три стула”, положившую начало концептуализму, Джозеф Кошут создал 20-летним. С другой стороны, Илья Кабаков только под сорок стал Кабаковым, которого мы знаем. Так что возраст - это условность. Как и условность то, что ранее художники, участвующие в данной экспозиции, не выставлялись вместе и даже не все были знакомы друг с другом.
Однако, по мнению критиков, их творчество объединяет поиск новых форм, эксперименты с цветом, современная адаптация древних сюжетов. А вот что касается юмора, в данной выставочной подборке произведений современных художников присутствует драйв. А заключается он в более легком отношении и в большей степени свободы.
“Существует у проекта и сверхзадача: выстроить из разноплановых работ не просто гармоничный визуальный ряд, но и постараться передать зрителям запах полыни. Это священное для кочевника растение - символ родины, великой Степи. У выставки действительно удачное название, которое настраивает посетителей на интуитивное, глубокомысленное восприятие произведений”, - говорит Лейла Махат.
К слову, арт-центр “Куланши” - одна из самых ярких столичных галерей, которая оказывает внимание и поддержку современному казахстанскому искусству. Так считают искусствоведы. И, кстати, не без основания.
В шумном и чрезвычайно интересном круговороте современного казахстанского изобразительного искусства галерейщики все больше становятся фигурами знаковыми. Они занимаются непростым делом - популяризацией творчества наших современников. Так что директор “Куланши” Лейла Махат и не скрывает своей цели: любой проект должен быть интересным простым любителям живописи, а не только узкому кругу специалистов. В то же время многие художники, несмотря на известность и высокий профессионализм, нуждаются в помощи кураторов и искусствоведов.
Повторюсь в описаниях деталей экспозиции “Запах полыни”. Это не собрание коллекции, а специально подобранная коллекция, которая должна доказать состоятельность современных художников. Это выставка-учебник, адресованная самой широкой аудитории.
Однако отличительная черта этой выставки в том, что при несхожести почерка все участники экспозиции - профессионалы экстра-класса и сегодня не остывшие к своему не очень модному ремеслу. Может быть, потому и не устают от такого странного, на взгляд обывателя, занятия, как поиски нового языка.
Казалось бы, ну что еще художнику надо: имя давно на слуху, собственный почерк найден, в разные хрестоматии с энциклопедиями тебя включают непременно. Не пора ли застыть в величественной позе классика, чья манера должна быть незыблема, чтобы каждый узнавал ее прямо от входа в зал?
Вовсе не пора. С первых шагов по экспозиции отбрасываешь надоевший здравый смысл и начинаешь вглядываться, вживаться, а если совсем по науке, “вчувствоваться” в развешанные по стенам работам. А ключ к их пониманию запрятан в названии выставки - “Запах полыни”.
Так, полотна Лейлы Махат запоминаются сочной колористикой. Диптих “Степь” выполнен в трех цветовых гаммах: зеленой, синей, а третий тон можно назвать влажно-пасмурным. Ценно другое - когда автор может предложить на суд зрителя некий свод “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
А краски на картинах Сагынтая Алимбетова приглушены. Узкие сельские улочки, маленькие домики, над которыми, как на картине “Байтерек”, возвышаются огромные сильные деревья.
Рядом обосновался Галым Каржасов. Его трогательная зарисовка “Навестить”: две старушки сидят на низенькой скамейке у полувросшего в землю дома, а вокруг них почти осязаемые пустота и одиночество. Нет, вроде бы все тут не очень-то всерьез, зарисовка ни к чему не обязывает ни художника, ни зрителей - лишь сугубо добровольный обмен эмоциями по поводу увиденного в окружающем мире и взлелеянного в авторском микрокосме.
Ведь что такое зарисовка, как не смешение житейских впечатлений с фантазиями, выпущенными на волю импульсом из реальности. Подкупает в этом “запротоколированном” художником пространстве тонко найденная пропорция трагизма жизни с грустным юмором, замешанным на самоиронии. И вот что удивительно: выставка заставляет на бегу остановиться посреди шумящей без перерыва столицы, прийти во Дворец мира и согласия, именуемый в народе Пирамидой, забыть о суете и долго рассматривать каждый штрих неторопливых, многодельных и принципиально не пафосных работ.
Украшение экспозиции - миниатюры Сержана Баширова, выполненные из серебра, бронзы и стали и, конечно, замечательные скульптуры Аскара Есенбаева, которые прекрасно демонстрирует синтез искусства классического и авангардного (“Ангел ведет царя”, “Золотой человек”, “Вы - друзья мои”, бюст-портреты “Зарина”, “Вице”, “Виктор”). Природа наделила Аскара магическим мужским очарованием, открытым отношением к людям, благородством и добротой, но при этом острым умом, целеустремленностью, твердой волей и деловой хваткой. Главное же - талантом. Талантом во всем: жить, любить, творить.
Презентация интересного проекта для столичных зрителей не станет завершающим этапом. Наоборот, “Запах полыни” обязательно будет иметь продолжение... К примеру, в Алматы или в других уголках республики.
Астана |