|
Мира Мустафина
Государственный академический театр танца Республики Казахстан, известный больше как “Молодой балет Алма-Аты”, под руководством народного артиста Булата Аюханова презентовал постановку “Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя!” по мотивам поэмы Жамбыла Жабаева и 7-й ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. Премьера посвящена 65-летию Великой Победы
Булат Аюханов - режиссер-хореограф неожиданный. Никогда не знаешь, какую штуку выкинет, в каком направлении двинутся его мысли по поводу того или иного шедевра.
Премьера 43-го сезона Государственного академического театра танца под руководством профессора искусствоведения Булата Аюханова “Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя!” уже была представлена в Санкт-Петербурге в дни торжеств, посвященных 65-летию снятия блокады города в годы Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 года. На Марсовом поле по традиции собираются выпускники ленинградских школ. Белая ночь дарит радость от романтических признаний в любви. Среди них возникает семейная пара, которая вспоминает себя в юности. Их дочь и сын отпрашиваются на встречу со своими друзьями.
Среди шума и веселья молодым людям вдруг кажется, что на них надвигается большая змея. Молодежь напугана, они пытаются скрыться. А змея распадается на части в виде фашистских свастик. В небе витают альбатросы, пытаясь вступить с ними в единоборство. Светлое небо закрывается дымом пожарищ, гулом самолетов и нескончаемой бомбежкой.
Среди спасающихся знакомые нам родители и их дети с друзьями. Они охвачены ужасом нагрянувшей войны. Наступает зловещая тишина. Появляются измученные родители, которые ищут своих детей. И, наконец, в радости и слезах они все встречаются. Не потерять веру в победу! И это самое главное...
Новая балетная постановка известного коллектива сделана подчеркнуто традиционно. Аюхановские хореографические конструкции почти исключают подтекст, его главный подтекст - основное содержание.
В основе - знаменитое поэтическое послание “Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя!” акына-импровизатора Жамбыла Жабаева. Весть о начале Великой Отечественной войны пришла к Жамбылу, когда он находился на джайляу. Жамбыл сразу собрался и выехал в аул. Он подъехал к дому в тот момент, когда по радио передавалась речь И.В. Сталина.
Те, кто пережил ленинградскую блокаду зимой 1941-1942 года, никогда не забудут поэтическое послание, с которым обратился Жамбыл к жителям города в сентябре 1941 года. Его послание в русском переводе было передано по радио в Ленинград и там издано в виде плакатов. Плакаты с посланием Жамбыла были развешаны на стенах домов и на окнах магазинов по всему городу. С любовью, тревогой, словами мужественного ободрения обращался казахский акын к защитникам великого города.
Литературная основа непростая, ее нельзя наработать. Первая часть 7-й (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальной основой новой постановки, - тест на искусство. Более жесткий, чем даже сюжетный балет: лицом к лицу с эмоциональным переживанием в танце - не то же, что наедине с танцевальной конструкцией.
Только звезды, только личное и личностное присутствует в постановке. Вообще, 7-я симфония Шостаковича (Ленинградская) - это та классика, с которой можно грустить и та классика, с которой переживаешь. Она завораживает и пугает одновременно... Но выводит из равновесия. И, конечно, учит любить, радоваться, сопереживать. А вообще, слушать классику - это непростая работа. Работа души. И, как нужно уметь делать всякую работу, нужно уметь слушать классику. Этому нужно учиться. А в какой школе сегодня учат слушать классику? То-то и оно...
Наброски 7-й симфонии, которую потом назовут Ленинградской, были сделаны композитором еще в довоенное время. Дописывалась она уже во время войны. Впервые ее исполнили в блокадном Ленинграде. А тема нашествия из этой симфонии стала хрестоматийной. Под эту музыку пускают кадры военной кинохроники. И премьерный спектакль Государственного академического театра танца - точнее, основная его часть, само “тело оперы” аскетично. Отсутствие расшитых камзолов, кружево манжет, пышных юбок, высоких причесок - ничто не раздражает вкус балетного пуриста.
Атмосфера спектакля совершенно необычна: профессору Булату Аюханову и его молодым артистам удалось соединить несоединимое - сыграть одновременно и трезвое осознание героями постановки своей трагической участи, и их юношескую веру, и надежду на будущее. Пожалуй, именно атмосфера мужества, жизнелюбия и талантливого сотворчества - одно из самых заметных достоинств этой постановки. Но не единственное.
Зрители увлеченно, с комком в горле переживающие за судьбу героев молодых исполнителей, не замечают скромности, повторим - аскетичности сценографии. Все решает свет - черное и белое, темное и светлое, зло и добро. А зрители - словно участники всего, что происходит на сцене. Здесь слились голоса великих авторов и хореографа, слились не в один голос, но в сложное многоголосье. Это соавторство, и такое соавторство дороже всего. В слиянии соавторских, сотворческих голосов и рождается новый яркий проект.
“Там история простой ленинградской семьи. Война застает влюбленных на Марсовом поле. Потом появляется змея, которая постепенно превращается в свастику. Затем альбатросы. В общем-то в завершении вся семья остается жива. Для молодых артистов, конечно, война - это такое далекое прошлое, а я ребенок военной поры”, - говорит Булат Газизович.
Сорок лет Булат Газизович Аюханов возглавляет Государственный академический театр танца, известный больше как “Молодой балет Алма-Аты”. Сейчас, как и сорок лет назад, формально его жизнь совсем не переменилась. Как отдавал все свое время балету, так и отдает. Как начинал любой день с репетиции, так и продолжает. По большому же счету, того, что он сделал на казахстанской сцене, пока не повторил никто.
Регалий и званий у Булата Газизовича много, перечислять все - места не хватит на газетной полосе, однако самая высокая степень признания - любовь зрителей.
“Это и для меня дает заряд положительной энергии - раз. Два - получаю удовольствие от своей работы. Сцена способна возвращать силы, уверенность и даже молодость. Вершины искусства достичь нельзя, к ней можно лишь приблизиться, на нее можно смотреть и только мечтать на нее взобраться! Мой труд никогда не закончится!” - говорит Булат Газизович. Профессор хореографии отметил, что все исполнители, занятые в спектакле, заслуживают добрых слов за максимальную самоотдачу и добротную актерскую работу.
В самом деле, все артисты балета чрезвычайно пластичны, отлично, с подъемом исполняют танцы, поставленные выдающимся хореографом, очень выразительны.
Артистов, занятых в постановке, немного, и они заслуживают быть названными поименно: Гульнар Камалова, Еркин Утепов, Гульназ Отынбаева, Молдир Зикенова, Алибек Аспетов, Биби Байтлеуова, Мади Касымов. Однако, не в обиду им будет сказано, эпицентром спектакля, его нервом и, можно сказать, движущим мотором стал образ сына, которого вдохновенно сыграл Еркин Утепов.
Он исполняет в спектакле одну из главных ролей. Для него война - тема, связанная с болью миллионов людей. “И переборщить, и недоделать нельзя. Нужно найти золотую середину. Я до сих пор в поиске”, - говорит артист.
К городу на Неве у Булата Аюханова особое отношение. Здесь он учился в балетной школе, и здесь начался его творческий путь. “У меня много знакомых, которые пережили блокаду! - говорит Булат Газизович. - Я думаю, что мы выполнили свой гражданский долг в память о людях, которые, в общем-то, своим высоким духом спасли город, город высочайшей культуры мирового значения”.
А оправу премьерному показу, кстати, составило “Лебединое озеро” Петра Чайковского в постановке Булата Аюханова. Словом, нарисовалась любопытная картина состояния труппы: фактурно-технический вид кордебалета и лидерские качества ведущих исполнителей. Получился настоящий “расцвет чувств”, парения и романтики, который оказался легким, невесомым... |