ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Белая ночь на Марсовом поле Культура

Мира Мустафина
Государственный академический театр танца Республики Казахстан, известный больше как “Молодой балет Алма-Аты”, под руководством народного артиста Булата Аюханова презентовал постановку “Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя!” по мотивам поэмы Жамбыла Жабаева и 7-й ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича. Премьера посвящена 65-летию Великой Победы

Булат Аюханов - режиссер-хореограф неожиданный. Никогда не знаешь, какую штуку выкинет, в каком направлении двинутся его мысли по поводу того или иного шедевра.
Премьера 43-го сезона Государственного академического театра танца под руководством профессора искусствоведения Булата Аюханова “Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя!” уже была представлена в Санкт-Петербурге в дни торжеств, посвященных 65-летию снятия блокады города в годы Великой Отечественной войны.
22 июня 1941 года. На Марсовом поле по традиции собираются выпускники ленинградских школ. Белая ночь дарит радость от романтических признаний в любви. Среди них возникает семейная пара, которая вспоминает себя в юности. Их дочь и сын отпрашиваются на встречу со своими друзьями.
Среди шума и веселья молодым людям вдруг кажется, что на них надвигается большая змея. Молодежь напугана, они пытаются скрыться. А змея распадается на части в виде фашистских свастик. В небе витают альбатросы, пытаясь вступить с ними в единоборство. Светлое небо закрывается дымом пожарищ, гулом самолетов и нескончаемой бомбежкой.
Среди спасающихся знакомые нам родители и их дети с друзьями. Они охвачены ужасом нагрянувшей войны. Наступает зловещая тишина. Появляются измученные родители, которые ищут своих детей. И, наконец, в радости и слезах они все встречаются. Не потерять веру в победу! И это самое главное...
Новая балетная постановка известного коллектива сделана подчеркнуто традиционно. Аюхановские хореографические конструкции почти исключают подтекст, его главный подтекст - основное содержание.
alt
В основе - знаменитое поэтическое послание “Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя!” акына-импровизатора Жамбыла Жабаева. Весть о начале Великой Отечественной войны пришла к Жамбылу, когда он находился на джайляу. Жамбыл сразу собрался и выехал в аул. Он подъехал к дому в тот момент, когда по радио передавалась речь И.В. Сталина.
Те, кто пережил ленинградскую блокаду зимой 1941-1942 года, никогда не забудут поэтическое послание, с которым обратился Жамбыл к жителям города в сентябре 1941 года. Его послание в русском переводе было передано по радио в Ленинград и там издано в виде плакатов. Плакаты с посланием Жамбыла были развешаны на стенах домов и на окнах магазинов по всему городу. С любовью, тревогой, словами мужественного ободрения обращался казахский акын к защитникам великого города.
Литературная основа непростая, ее нельзя наработать. Первая часть 7-й (Ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальной основой новой постановки, - тест на искусство. Более жесткий, чем даже сюжетный балет: лицом к лицу с эмоциональным переживанием в танце - не то же, что наедине с танцевальной конструкцией.
alt
Только звезды, только личное и личностное присутствует в постановке. Вообще, 7-я симфония Шостаковича (Ленинградская) - это та классика, с которой можно грустить и та классика, с которой переживаешь. Она завораживает и пугает одновременно... Но выводит из равновесия. И, конечно, учит любить, радоваться, сопереживать. А вообще, слушать классику - это непростая работа. Работа души. И, как нужно уметь делать всякую работу, нужно уметь слушать классику. Этому нужно учиться. А в какой школе сегодня учат слушать классику? То-то и оно...
Наброски 7-й симфонии, которую потом назовут Ленинградской, были сделаны композитором еще в довоенное время. Дописывалась она уже во время войны. Впервые ее исполнили в блокадном Ленинграде. А тема нашествия из этой симфонии стала хрестоматийной. Под эту музыку пускают кадры военной кинохроники. И премьерный спектакль Государственного академического театра танца - точнее, основная его часть, само “тело оперы” аскетично. Отсутствие расшитых камзолов, кружево манжет, пышных юбок, высоких причесок - ничто не раздражает вкус балетного пуриста.
Атмосфера спектакля совершенно необычна: профессору Булату Аюханову и его молодым артистам удалось соединить несоединимое - сыграть одновременно и трезвое осознание героями постановки своей трагической участи, и их юношескую веру, и надежду на будущее. Пожалуй, именно атмосфера мужества, жизнелюбия и талантливого сотворчества - одно из самых заметных достоинств этой постановки. Но не единственное.
alt
Зрители увлеченно, с комком в горле переживающие за судьбу героев молодых исполнителей, не замечают скромности, повторим - аскетичности сценографии. Все решает свет - черное и белое, темное и светлое, зло и добро. А зрители - словно участники всего, что происходит на сцене. Здесь слились голоса великих авторов и хореографа, слились не в один голос, но в сложное многоголосье. Это соавторство, и такое соавторство дороже всего. В слиянии соавторских, сотворческих голосов и рождается новый яркий проект.
“Там история простой ленинградской семьи. Война застает влюбленных на Марсовом поле. Потом появляется змея, которая постепенно превращается в свастику. Затем альбатросы. В общем-то в завершении вся семья остается жива. Для молодых артистов, конечно, война - это такое далекое прошлое, а я ребенок военной поры”, - говорит Булат Газизович.
Сорок лет Булат Газизович Аюханов возглавляет Государственный академический театр танца, известный больше как “Молодой балет Алма-Аты”. Сейчас, как и сорок лет назад, формально его жизнь совсем не переменилась. Как отдавал все свое время балету, так и отдает. Как начинал любой день с репетиции, так и продолжает. По большому же счету, того, что он сделал на казахстанской сцене, пока не повторил никто.
Регалий и званий у Булата Газизовича много, перечислять все - места не хватит на газетной полосе, однако самая высокая степень признания - любовь зрителей.
“Это и для меня дает заряд положительной энергии - раз. Два - получаю удовольствие от своей работы. Сцена способна возвращать силы, уверенность и даже молодость. Вершины искусства достичь нельзя, к ней можно лишь приблизиться, на нее можно смотреть и только мечтать на нее взобраться! Мой труд никогда не закончится!” - говорит Булат Газизович. Профессор хореографии отметил, что все исполнители, занятые в спектакле, заслуживают добрых слов за максимальную самоотдачу и добротную актерскую работу.
В самом деле, все артисты балета чрезвычайно пластичны, отлично, с подъемом исполняют танцы, поставленные выдающимся хореографом, очень выразительны.
Артистов, занятых в постановке, немного, и они заслуживают быть названными поименно: Гульнар Камалова, Еркин Утепов, Гульназ Отынбаева, Молдир Зикенова, Алибек Аспетов, Биби Байтлеуова, Мади Касымов. Однако, не в обиду им будет сказано, эпицентром спектакля, его нервом и, можно сказать, движущим мотором стал образ сына, которого вдохновенно сыграл Еркин Утепов.
Он исполняет в спектакле одну из главных ролей. Для него война - тема, связанная с болью миллионов людей. “И переборщить, и недоделать нельзя. Нужно найти золотую середину. Я до сих пор в поиске”, - говорит артист.
К городу на Неве у Булата Аюханова особое отношение. Здесь он учился в балетной школе, и здесь начался его творческий путь. “У меня много знакомых, которые пережили блокаду! - говорит Булат Газизович. - Я думаю, что мы выполнили свой гражданский долг в память о людях, которые, в общем-то, своим высоким духом спасли город, город высочайшей культуры мирового значения”.
А оправу премьерному показу, кстати, составило “Лебединое озеро” Петра Чайковского в постановке Булата Аюханова. Словом, нарисовалась любопытная картина состояния труппы: фактурно-технический вид кордебалета и лидерские качества ведущих исполнителей. Получился настоящий “расцвет чувств”, парения и романтики, который оказался легким, невесомым...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение