|
Ольга Зорина
Обычный коридор кафедры графики и рисунка Шымкентского отделения Международного казахско-турецкого университета имени Х.А.Ясави превратился в галерею студенческих работ, экспозиция которой постоянно меняется. В настоящее время студенты ежедневно проходят мимо своих автопортретов
“Автопортрет” - тема очередной студенческой выставки. И тема, надо сказать, редкая. Впервые в МКТУ, да и на юге Казахстана в целом, выставляются автопортреты, да еще и студенческие. Организатор экспозиции - экспериментально-творческая лаборатория “Новая волна”. Вот о ней и художественном процессе в вузах и захотелось поразмышлять.
Инициатором создания в вузе экспериментально-творческой лаборатории стал Виталий Симаков, старший преподаватель кафедры графики и рисунка, идейный вдохновитель многих креативных процессов на юге Казахстана, один из основателей и художественный руководитель нашумевшей группы “Кызыл трактор”, профессиональный художник, участник и куратор многих международных выставок. Еще в девяностых годах он, являясь педагогом Шымкентского художественного колледжа имени Кастеева, одного из самых по тем временам продвинутых учебных заведений страны, создал первый в Казахстане коллектив из сильнейших педагогов-художников и развил школу пластичных композиционных решений.
Сначала
об автопортретах
Почему темой выставки был выбран автопортрет? Все-таки это очень непростой жанр и, возможно, не такой привлекательный для обычного зрителя.
- Всего на выставке “Автопортрет” представлено 30 работ, выполненных в графической манере. Такое задание студенты получили неспроста, - комментирует Виталий Арсентьевич. - Любое другое задание имеет чисто формальный характер, но, когда оно касается личной темы, каждый подойдет к ней более тщательно и появится некое тщеславное желание хорошо себя преподнести. Студенты в своих автопортретах выложились полностью. А вообще, если задуматься, то автопортрет - это достаточно серьезный жанр. Художники пишут себя только в самые критические моменты, когда входят в конфликт с окружающим миром и закрываются от него. Таким образом, художник пытается решить сложные для себя вопросы, осмыслить бренность бытия. Для любого студента процесс обучения в вузе - это стрессовая драматическая ситуация, и работа над автопортретом способна дать возможность почувствовать, раскрыть себя и оценить свои силы.
О творческой
лаборатории
В состав недавно организованной экспериментально-творческой лаборатории “Новая волна” входят три передовых педагога - это Виталий Симаков, Онгар Ауэзов, Жаксылык Медешов.
- Это наш крик души - создание лаборатории, - признается Онгар Ауэзов. - Наша личная инициатива. Мы хотим привлечь к себе молодых преподавателей. И этот коридор-галерея для студентов очень престижен, потому что работы далеко не всех из них туда попадают. Мы отслеживаем тех, кто хотел бы участвовать в выставках, но стесняется.
Задача лаборатории состоит, конечно же, не только в этом. Педагоги стремятся соединить процесс учебы с конкретной практикой и творчеством.
- Мы работаем не по программе, потому что она устаревшая, - делится Виталий Симаков. - Хотя она и предполагает большую свободу и, на самом деле, в ней есть гибкий стандарт, дающий большие возможности, но далеко не все преподаватели могут читать между строк и интерпретировать образовательный процесс. Наша задача - обучать не штудированию, а творчеству. Это нелегко, потому что можно овладеть всеми знаниями, но так и не научиться создавать настоящие произведения искусства. Сколько студентов заканчивает художественные вузы, а работать творчески не может! А еще начинают учить других, защищать докторские диссертации!
Творить,
а не писать
научные статьи
То, что художественное образование в стране не на должном уровне - это факт общеизвестный, но в особенности это касается провинции, потому что здесь художественные специальности даются на факультетах, а значит, начальство приходит не из творческой среды и не понимает задач, стоящих перед студентами и педагогами. Такие руководители вынуждают писать преподавателей научные статьи, что отнимает много времени, не дает творить и тормозит весь обучающий процесс.
- У нас все молодые преподаватели только и делают, что пишут статьи, которые ни им самим, ни студентам, ни родине ничего не дают, - считают в “Новой волне”.
- Творчество никак не стимулируется. Все наши выставки - это научно необоснованное действие, - констатирует Симаков. - А мы должны показывать свой профессиональный рост. Педагог должен быть мастером, а уже потом писателем, если сам захочет... Вся эта бессмысленная писанина ляжет мертвым грузом, а мы из обыкновенной провинции превратимся в глухую.
О студентах-
троечниках
Сами студенты тепло принимают революционные взгляды “волны”. Есть очень активные студенты, но есть те, кто как бы спит. И задача творческой лаборатории разбудить таких “спящих” студентов. Симаков считает, что они не просто спят, а накапливают знания:
- На практике “отличники” обычно сгорают, а пресловутые “троечники”, наоборот, неожиданно раскрываются. Вот, например, Аскар Есдаулетов, художник, ставший известным после первой своей выставки в Париже. В процессе учебы он был тихим, спокойным и незаметным. Существует задача выразительности, а это овладение пластическим языком, который должен быть грамотным. В этом плане мы и работаем, и наши студенты осваивают эту грамотность. Человеку надо научиться творить, поэтому мы объединяем этот процесс с творчеством, которое “будит” студентов!
Но так происходит только на одном факультете, а что можно изменить в целом вузе, регионе или стране? Наверное, прежде всего - мировоззрение, а это задача непростая и многосложная. Она от одних только продвинутых педагогов не зависит. Но они хотя бы пытаются изменить общую ситуацию. |