|
Айгерим Бейсенбаева
Уникальная выставка современной фотографии и видеоискусства “Меняющийся мир - запечатленное время” открыла ряд мероприятий, посвященных Году Германии в Казахстане.
Проект, запущенный Немецким культурным центром имени Гете несколько лет назад, объединил Германию, Россию, Казахстан, Беларусь и другие страны.
Художественный проект рассказывает о событиях, происходивших в этих странах в период с 1989 года по 2009-й. Отправной точкой стал год падения Берлинской стены, символического события для жителей Германии и всего мира
Выставка “Меняющийся мир - запечатленное время” является передвижной. После презентации в Берлине она откроется во многих городах, в том числе в Москве, Киеве, Минске, Тбилиси, Ташкенте и других. В Алматы проект был представлен в залах музея имени Кастеева.
- И через двадцать лет после падения Берлинской стены мы вдруг перенеслись в тот год - 1989-й, - рассказывает об идее выставки куратор Юле Ройтер. - Он снова перед нами - в бесконечных телепередачах, в повторяющихся картинках, на которых запечатлены события, связанные с памятной датой - 9 ноября, в объявлениях о разных мероприятиях, посвященных мирной революции.
Все эти ритуализованные формы воспоминания, несомненно, важны для актуализации знания о прошлом, но наряду с обращением к документам эпохи, осмысление которых требует длительного времени, необходим и анализ исторических изменений с других, порой неожиданных, точек зрения.
Именно эту цель и преследует данная выставка, которая обращается к последствиям того эпохального слома не только внутри немецкого пространства, но и за его пределами, сосредоточивая свое внимание на процессах, разворачивавшихся в том числе и вне Германии, в странах, некогда входивших в состав Советского Союза.
Потому к участию в выставке были привлечены авторы не только из Германии, но и из многих стран постсоветского пространства. Работы, составившие экспозицию выставки, посвящены теме перемен - изменениям в политическом и экономическом укладе жизни, вопросах национальной идентичности, семье, людях. Личный и частный опыт за прошедшие двадцать лет соотносится с переменами в глобальном масштабе.
Один из кураторов проекта Валерия Ибраева рассказывает о выставке “Меняющийся мир - запечатленное время”:
- Проект был задуман Гете-институтом два года назад. Выставка посвящена 20-летию падения Берлинской стены и подается примерно в следующем ключе - как на наши страны, достаточно удаленные от Германии, повлияло это событие.
К участию в проекте были призваны все страны, где есть Гете-институт - сама Германия, Грузия, Украина, Россия, Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан. Сообразно контексту каждой страны, кураторы представили нескольких авторов, а затем проходило обсуждение работ - насколько они соответствуют концепции выставки. Необходимо было представить разные контексты и взгляды на нынешнюю ситуацию. Двадцать лет после падения Берлинской стены - что произошло после этого.
К примеру, украинский автор представил работу о нелегальных шахтерах - кадры их будней и сцен отдыха. Очень драматичная вещь. Мы все за нее проголосовали.
- Что представлял территориально далекий от тех событий Казахстан?
- Что касается нашей страны, то у нас были отобраны два автора.
Ербосын Мельдибеков представил довольно забавную серию, которая называется “Семейный фотоальбом”. У нас есть традиция фотографироваться возле памятников. Автор порылся в семейном архиве и нашел множество таких снимков. Свадьбы и какие-то другие семейные торжества в 70-х годах и такие же событие сейчас. Кроме возрастных изменений в глаза сразу бросается то, что изменились сами памятники. Автор задается вопросом, изменилось ли что-нибудь в головах людей или только антураж вокруг.
Работы можно читать на многих уровнях. Можно заметить, что у нас за это время сменились памятники, герои, кумиры, цвет стен. Можно увидеть мысль, что сменилось все, кроме голов, - мы по-прежнему поклоняемся фетишам. Просто у нас Ленин сменился на Абылай-хана. Суть не поменялась. Идолопоклонничество у нас в крови.
Тема второго автора - Оксаны Шаталовой из города Рудного - это размышления на тему опустевших индустриальных городов. Раньше это называлось “градообразующим предприятием”. Рудный был комсомольской стройкой. Свинцово-цинковый комбинат закрылся, и сейчас там стоят кварталы пустых домов. Акимат заложил их кирпичом и красиво покрасил, превратив в странные, практически скульптурные композиции. Кубы, раскрашенные розовым, желтым, и так далее. Автор рассуждает о том, как город, предприятие и человек взаимодействуют между собой. Все это касается времени изменений. Вопросы развала Советского Союза, утери экономических связей, производства, эмиграции.
Небольшая серия, но достаточно патриотичные работы.
- События, происходившие в то время, предполагали, что каждая страна после этого пойдет своим путем. Можно ли отметить какие-то общие черты в работах этой выставки? Темы, проблемы, настроение? Или, может, какие-то противопоставления?
- Безусловно, время было травматичное. Менялась экономическая и политическая формация. Выставка поэтому не очень радостная. Она не устремлена в будущее. Работы, так скажем, посттравматические - это настроение присутствует в работах многих художников. Это целое поколение людей с полностью сменившимися ориентирами.
Художники в основном всегда ищут проблему, им не интересно рассказывать о счастливой жизни. Они и так об этом семьдесят лет говорили. Поэтому выставка достаточно драматичная. Это то, что объединяет работы. В остальном представлены частности.
Например, развитие бизнеса и свободный рынок - это инсталляция с шахтерами. Трагедия Арала нашла отражение в работах узбекского автора Виктора Ана. Может быть, Арал высыхал и во время советской власти, но тогда об этом говорить было нельзя.
Интересна работа грузинского художника Коки Рамишвили, которая материализует идею передачи власти от Шеварднадзе к Саакашвилли. Мы можем это видеть, несмотря на то, что передача власти сама по себе вещь абстрактная. Документальные кадры перебиваются кадрами из фильма немецкого режиссера Райнера Вернера Фасбиндера “Тоска Вероники Фосс”.
Совершенно потрясающая работа Ольги Чернышовой. На мой взгляд, это маленький шедевр. В видео автор показывает нелепость нашей адаптации к каким-то западным ценностям и смешивание их с нашими традициями. В данном случае мы видим суворовцев, собранных по какому-то торжественному случаю. Играет военный оркестр. И вместе с тем на этой же площади полуголые девушки-чирлидеры танцуют с помпонами. На самом деле это очень забавная штука. Мы механически соединяем советские военные парады с американским шоу.
- Какие еще проблемы поднимаются в рамках общей темы?
- Один зал выставки посвящен общественным изменениям, другой - изменениям в жизни людей.
Центральная композиция - это работа немецкого автора Тине Бара. Во время советской власти в ГДР был у них такой клуб женщин-нудисток. Где-то они собирались на бережку. Через много лет в новой Германии Тине обнаружила свою фотографию в обнаженном виде в работах другого художника, который взял это фото из архивов служб безопасности. Тогда за ними, оказывается, следили. После этого Тине встретилась со всеми женщинами из того клуба и сделала эту работу. Женщины стоят в воде и смотрят в прошлое. А вокруг фотографии их молодости. Ностальгическая серия.
Еще один проект, по идее близкий к работам Ербосына Мельдибекова, немецкого художника Кристиана Борхерта. Тут показаны одни и те же семьи до падения стены и сейчас. Много споров было по этому поводу, так как мы, то есть наш зритель, не видим особых различий. Мы не можем отличить чайник производства ГДР от чайника производства ФРГ. Только какие-то биологические изменения. Тонкие, очень тонкие различия у них. Это только у нас как топором. Топором снесли Ленина, топором поставили новый памятник. |