|
Джайли Танико
Полая сфера. Полумрак бронзового яблока, как дом для двоих за два шага до изгнания из рая.
Здесь в сладострастных позах предаются искушению мужчина и женщина. Автор передал их такими, какими их представляли древние культуры, но естественные в своей наготе выпуклые барельефы отражают нечто больше, чем соблазны плоти.
Секрет бронзового яблока - чья сердцевина вынута и наполнена интимным таинством взаимоотношений - в том, что изображенные рельефы - это завуалированная суть смысла жизни.
Все меняется вокруг: мастер время от времени играет с пространством, дополняя и изменяя интерьер, но неизменным остается само Яблоко
Бывший Дворец князей Долгоруких, где расположилась галерея искусств Церетели, постоянно наполнен людьми. Здесь и восторженные искусствоведы, которые с обожанием смакуют творения мастера, студенты, дети и влюбленные парочки.
Интересен сам формат подачи материала. Галерея - это живая материя. В этом состоит ее постоянно текущий перфоманс: в многочисленных залах видеотрасляция мастера во время работы, лекции и семинары об искусстве, бесконечные экскурсии - организм живет.
В одном из залов сам мэтр - во плоти - дает мастер-класс всем желающим. Упоительная тишина. В центре зала у гигантского холста Зураб Церетели, перед ним палитра, как обеденный стол на 6 персон.
К нему тихо подходит экскурсовод и просит сфотографироваться с детьми. Церетели без проблем отрывается от полотна - художник открыт для всех.
Насыщенные, солнечные, яркие витражные работы алмазных оттенков, цвета спелых дынь - все оттенки пестрого убранства восточного базара.
Портреты, графика, чеканка, гобелены, эмалевые миниатюры, живописные работы, монументы и скульптурные композиции.
Микро- и макровселенная - от “маленького человека”, который словно вышел из улочек старого Тбилиси и до больших форм скульптурных ансамблей, раскиданных по всему миру.
Кажется невозможным, чтобы это сделал один человек. Но, тем не менее, это так.
- Зураб Константинович, вчера я имела честь наблюдать Вас во время мастер-класса. Поражает монументальность: отображенная натурщица на Вашем полотне выглядит несколько иначе, чем на самом деле. Какие потаенные желания Вы видите в человеке?
- Каждый художник, когда видит натуру, передает свое первое впечатление.
У меня были хорошие педагоги, которые научили меня передавать свое личное отношение, индивидуальное, не похожее на других.
- Наверное, поэтому в Вас чувствуется безграничная свобода...
- Может, оттого, что я постоянно иду вперед. Это трудно объяснить. У меня свои потребности. Вот сегодня я поработал до 21.00 в академии. Потом прибежал в галерею, чтобы завершить картину. Вот так и живу.
- Вы нашли особый, яркий, индивидуальный стиль. Ваши работы легко узнаваемы. Вы сразу нашли свой почерк или постепенно приходили к своему стилю, не оставляющему никого равнодушным?
- Безусловно, я постепенно приходил к нему. Сначала получил блестящее академическое художественное образование в Тбилисской академии художеств. Затем в течение многих лет участвовал в археологических и этнографических экспедициях Академии наук по Кавказу.
Я всегда стремился быть выше ограничений. Моя концепция - это монументализм, как в скульптуре, так и в графике.
Много работал по всему миру, создавая общий комплекс монументального искусства, хотя и работал над камерными интерьерами, когда был главным художником МИДа.
|
Мастер за работой |
- О Вашей потрясающей работоспособности ходят легенды. Вы постоянно работаете. Творите. В поисках новых форм современного искусства... Такое впечатление, что Вы не знаете усталости.
- Дорогая моя, устаю, конечно. Но это не значит, что надо быть эгоистом и только отдыхать. Или, чтобы ничего не делать, придумывать себе причину, что нет настроения.
Быть всегда в форме - это и есть профессиональный подход к делу. Как композитор слышит музыку и испытывает потребность выплеснуть ее в ноты, так и художник чувствует постоянную жажду творчества.
- В атриуме музея от бронзового яблока, которое я для себя назвала Яблоком познания, мощная энергетика, которую усиливает дзен-буддийская музыка...
- Я очень рад слышать это от прекрасной женщины. Это значит, что моя жизненная концепция не потеряна. Это произведение создавалось на границе веков, соединив в себе мои размышления о смысле жизни. Грехи и искупления, грехи и покаяние - я попытался соединить несколько тем, которые волнуют меня.
- Я поражаюсь размахом творчества и неистощимой энергией созидания: барельефы, живописные работы, монументы, горельефы из бронзы, мерцающие витражи, эмали.
На фоне этого неистощимого трудолюбия вопрос об отдыхе кажется нелепым. Но все же я осмелюсь его задать.
- Отдых не бывает творческим, если ты серьезно относишься к работе. Какой может быть отдых?
- Ну, например, на берегу океана...
- И при этом писать картины?
- Нет. Просто созерцать небо, загорая.
- Нет, такого отдыха я не понимаю. Отдых для меня - это смена деятельности.
- Мне кажется, тема “паяцев” несколько выбивается из общего контекста. Лично мне клоуны кажутся зловещими, наделенными бесовскими чертами. Я права или мое воображение неверно истолковало Вашу мысль?
- С течением определенного периода остаются те детали, которые сразу не прочувствуешь. Но проходит какое-то время, и я выражаю в творчестве то главное, что остается. Изображая клоуна, я хотел передать лишь его пластику. Виртуозные движения: печаль и гротескный юмор.
- Получается, Вы опираетесь на импульсы: желания, фрагменты. Так рождается сюжет, который воплощается в скульптуру, мозаику или живописное полотно?
- Да. Я всегда боролся за собственную индивидуальность. Я не из тех, кто живет по рецепту.
- Подкупает Ваша открытость и демократичность. Ваши мастер-классы могут посетить все желающие?
- Да. Мастер-классы, которые проходят в галерее, открыты для всех. Я стараюсь, чтобы все дети выражали себя в картинах по-разному. Не штамповали одно и тоже. Тогда искусство будет богатым и разноплановым.
Я в восторге от того, как рисуют дети. Это уникально. Кто понимает в искусстве, знает в этом толк. Я сразу вижу таланты этих детей: кто пойдет в графику, кто - в живопись, а кто-то вообще не обязательно станет художником. Теперь я приведу в порядок каждый рисунок и сделаю выставку сначала в лицее, а потом в Париже. Чтобы показать Европе, какие талантливые ребята рождаются.
|
Эмали, скульптуры... |
- Феерия красок находит отражение в Вашем творчестве. Мерцающие, необычайно сочные, словно светящие. Я впервые вижу нечто подобное. Из чего сделаны эти работы?
- Из перегородчатой эмали. Для меня эмаль - как элемент монументального искусства. Я работаю в эксклюзивной, авторской технике. Такой насыщенный цвет получается в результате неоднократного обжига и охлаждения. Поэтому малейшие колебания могут изменить пигмент.
- Когда я была в Тбилиси, то жила на центральной площади, где стоит позолоченный монумент Георгию-победоносцу. Мне сказали, что это Ваша работа.
- Да. Я делал. Теперь собираюсь поставить монументальный комплекс из бронзы - своеобразную летопись Грузии, ее историю. Начиная от первой письменности, со своими шрифтами...
- Перст указующий, “яблочный” дворик, древо познания, религиозная тематика и многое другое. Как рождаются темы?
- Есть темы, которые рождаются месяцами. Есть, как сегодня. Спонтанно. У меня не было ни эскиза, ни набросков. Ничего, просто пришел и начал писать. Увидел пятна, и сразу родилась идея. Профессиональные потребности - это ежедневная работа.
- Вы объездили весь мир. В каких городах Вы чувствуете себя наиболее комфортно?
- С удовольствием я бы вновь поехал в Бразилию, в которой когда-то работал. Но не из-за красивых мулаток, как Вы могли подумать...
- Я, кстати, именно об этом и подумала...
- Нет, мне нравится, когда рождается новый город. Когда создается новое мышление. Это подлинное творчество. Очень яркие впечатления остались от Рио-де-Жанейро. Сказочная страна. Там есть 38-метровая статуя Христа Спасителя, установленная на высоте более 700 метров над уровнем моря на горе Корковадо. Раскинув широко руки, Христос словно парит над городом...
|
...и “обычные” фантазии |
- С высоты своих лет, таланта, реализации себя, что бы Вы могли посоветовать тем, кто стоит на перепутье и не знает, куда ему идти?
- Злые люди не смогут создать то, от чего другие получат наслаждение. Любить Бога и ближнего. Как бабушка говорила о библейских истинах: “Если ударят по одной щеке, подставь другую”. В детстве это было не понятно. Теперь пришла мудрость. Труд и доброта - вот что нужно человеку.
Алматы - Москва - Алматы
Топ-8 от Церетели
1. Лондон. Монумент “Разрушить стену недоверия”.
2. Севилья. 45-метровый монумент “Рождение нового человека”.
3. Нью-Йорк. Памятник “Добро побеждает зло”, созданный из фрагментов демонтированных ракет “Першинг-2”, “СС-20”.
4. Рим. Памятник Гоголю.
5. Тель-Авив. Монумент жертвам Холокоста.
6. Москва. Церковь Святого Георгия.
7. Москва. Памятник Петру Великому.
8. Нью-Йорк. Монумент, посвященный борьбе с международным терроризмом.
|
Досье “НП”
Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузия). В 1958 году закончил Тбилисскую академию художеств, факультет живописи. Художник, скульптор, дизайнер.
Президент Российской академии художеств, директор Московского музея современного искусства, директор Галереи искусств Церетели.
Президент Московского Международного фонда содействия ЮНЕСКО. С 1991 года - дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ.
С 1996 года - посол Доброй воли ЮНЕСКО.
С 1989 года - действительный член Российской академии художеств, действительный член, вице-президент академии творчества (наука, культура, общественная деятельность), Россия, действительный член Грузинской академии наук, действительный член Академии мировой элиты, действительный член и вице-президент Российской академии информатики, действительный член Академии художеств Кыргызской Республики, член-корреспондент Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде (Испания), иностранный член-корреспондент Академии изящных искусств Франции.
С 1979 года - профессор Брокпортского университета изящных искусств (штат Нью-Йорк, США), профессор Тбилисской академии художеств.
Главный художник МИДа СССР, главный художник Олимпийских игр в Москве, художественный руководитель строительства Мемориального комплекса на Поклонной горе, главный художник Торгово-рекреационного центра на Манежной площади, художественный руководитель интерьерных и экстеръерных работ по воссозданию храма Христа Спасителя в Москве.
ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ
Народный художник Грузинской ССР, народный художник СССР, народный художник России, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премий СССР, лауреат премии Пикассо, лауреат Государственной премии России, лауреат приза современного искусства-2000, “Международное признание” - “Золотая рука” (Франция).
Золотая звезда “Героя социалистического труда”; кавалер ордена “Дружбы народов”; “За заслуги перед Отечеством” III степени; медаль Вермей - высшая награда города Парижа и Большая бронзовая медаль города Парижа за выдающийся вклад в культуру и искусство и сближение народов России и Грузии с Францией; кавалер Почетного креста “Комбатан волонтер” Ассоциации ветеранов французского Сопротивления, орден Габриелы Мистраль (Чили), знак отличия города Москвы, орден искусств и литературы, “За заслуги перед Отечеством” II степени (РФ), Золотая медаль ЮНЕСКО имени Пикассо.
Лауреат ордена “Слава России”, золотой диплом и медаль “За труды и Отечество”, Международная премия мира Объединенного конвента деятелей культуры (США), главная Всероссийская премия “Российский национальный Олимп” - титул “Суперзвезда” - с вручением ордена “За честь и доблесть” награды “Лучезарная звезда”, лауреат ордена “Меценат” благотворительного фонда “Меценаты столетия”, кавалер ордена почетного легиона Франции. |